Воспитание - это всегда воспитание ценностей. (И нужно заметить, что общечеловеческие ценности - это достаточно абстрактное понятие.) Что же положить в основу воспитания? Искать надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, нашей православной Руси. Нам нужно знать историю своего народа, своего языка, своего образования. Синтез религий в одном учебнике - это не тот вариант, который нам нужен.

Патриотизм, бескорыстную любовь к человеку, даже жертвенность, да и многие другие высокие нравственные качества проявляют и люди неверующие. Это известно из истории, это знает каждый по жизни многих своих близких. И все же позиция бескомпромиссного материализма мне не близка. Если, как он учит, все для человека заканчивается с концом его физической земной жизни, не скажу «для всех», но для очень многих подлинная духовность окажется невозможной. Надо побольше урвать здесь и сейчас, а для этого могут быть хороши все средства. Для других же непреодолимыми, всеподавляющими оказываются разного рода лишения и бедствия, которых в жизни всегда немало, особенно же много в переходные периоды развития страны. Для человека верующего всегда есть надежда, он помнит, что отчаяние несовместимо с верою, что оно прямо осуждается церковью.

Статистика показала, что в нашей стране больше мобильных телефонов на душу населения, чем в большинстве развитых стран, а по темпам роста мобильной связи мы практически обогнали всех. Мы опережаем большинство развитых стран и по темпам компьютеризации, что лет пять назад просто невозможно было себе представить. Этому нельзя не радоваться, это не гордыня, осуждаемая церковью, а понимание того, что сделаны важные шаги, нужные практически всем людям. Но, отмечая это все, да и некоторые другие наши достижения последних лет, я бы хотел радоваться и тому, что наша Родина опережала бы все другие страны и по уровню духовности и нравственности. Ведь, как писал поэт, «все прогрессы реакционны, если рушится человек!».