«Одна из серьезных проблем управления современной школой в целом и ее экономико-хозяйственной составляющей, - считает Михаил Левицкий, - состоит в фактическом отсутствии системы подготовки менеджеров для образовательных учреждений, в наличии сущностных различий между традиционными представлениями того, каким должен быть административно-управленческий персонал образовательного учреждения, и современными моделями менеджмента». К группе административно-управленческого персонала Михаил Львович по праву относит не только директора школы или заведующего детским садом, но и их заместителей, главного бухгалтера (если образовательное учреждение имеет финансово-экономическую самостоятельность).

Современного управленца в образовании, который работает в образовательном учреждении не один год, нужно обучать менеджменту, иначе он не справится с задачами в области экономики образования, которые возникают и с финансово-хозяйственной самостоятельностью, и с переходом на нормативное финансирование, и с установлением новой отраслевой системы оплаты труда. Можно сколько угодно спорить о том, педагогом или управленцем должен быть современный директор школы, но если он не будет иметь знаний в сфере педагогики и управления, успеха не добьется. Для всех директоров общеобразовательных учреждений, заведующих дошкольными учреждениями, руководителей колледжей МГПУ организует специальные семинары, по итогам которых они проходят аттестацию в сфере финансово-экономической деятельности. Для решения же множества самых различных и трудных задач по обучению и переподготовке в составе МГПУ и на базе его экономического факультета создан и успешно работает Институт подготовки руководящих кадров.

Экономический факультет МГПУ готовит современных менеджеров для столичной системы образования. Дело это сколь важное, столь и очень трудное, так как помимо экономических знаний специалисту нужно в совершенстве изучить систему управления в сфере образования. Такой выпускник - на вес золота, ведь хорошо известно, что все реформы в образовании нередко буксуют именно потому, что работникам системы не хватает современных знаний по менеджменту и экономике, а «пришлым» экономистам и менеджерам - педагогических знаний. Выпускники МГПУ получают возможность пройти годичную переподготовку по специальности «менеджмент в образовании», чтобы потом иметь возможность для занятия соответствующих должностей в образовательных учреждениях Москвы. Иными словами, важная задача команды Левицкого - подготовка резерва управляющих кадров для системы образования. Такая работа постоянно ведется в рамках эксперимента, поскольку приходится искать новые формы и методы обучения. Радует то, что база для экспериментирования есть, это существенный кадровый, программно-методический и организационный потенциалы ИПРК и экономического факультета МГПУ, а также большой опыт подготовки менеджеров. С момента открытия факультета около 2000 его выпускников работают в различных сферах государственного управления и бизнеса столицы.

Наряду с широко распространенной в России практикой подготовки претендентов на должности директора ОУ, завуча, бухгалтерского работника на курсах повышения квалификации различной продолжительности в ИПРК реализуются не имеющие аналогов программы подготовки заместителей директора ОУ по правовым и финансово-экономическим вопросам. Функции таких специалистов принципиально иные, чем у бухгалтера, например, они должны уметь вести разработку программы экономического развития ОУ, быть сведущими в налоговом планировании, в составлении сметы, в установлении договорных отношений как в рамках трудового, так и гражданского законодательства и многое другое. «Подготовка заместителей директоров по правовым и финансово-экономическим вопросам, - не скрывает Левицкий, - наше ноу-хау. Это совершенно новый вид деятельности, причем очень важный, ведь наличие такого заместителя в школьном коллективе позволяет директору заниматься непосредственно учебными и управленческими проблемами, поручив финансовые вопросы компетентному специалисту. Это очень перспективное направление, и у нас сегодня есть договоры по подготовке таких заместителей в нескольких регионах России. Кстати, в Южном учебном округе Москвы действует совет заместителей директоров по экономике, а всего там работают 150 таких специалистов. Мы рассказываем слушателям об организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджета, о правилах внебюджетной деятельности, налогах и налогообложении, составлении сметы расходов и доходов для образовательного учреждения, учим их разрабатывать программы экономического развития - бизнес-планы. Это необычайно важно, так как сейчас все образовательные учреждения - юридические лица, директор теперь несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, иногда даже большую, чем глава коммерческой фирмы. Он должен работать в соответствии с Бюджетным кодексом, а также вести внебюджетную деятельность и знать налоговое, гражданское, трудовое законодательство, будучи, таким образом, и в роли руководителя некоммерческой организации в форме учреждения».

Сегодня не секрет, что изменение и содержание программ повышения квалификации традиционных представителей администрации ОУ становится очень важным делом, так как изменения действующего законодательства в финансово-налоговой сфере очень динамичны. «Мы постоянно имеем в виду, - говорит Михаил Львович, - что информация, полученная директором на курсах, устаревает очень быстро, поэтому традиционный слоган образовательного процесса - «учить учиться» положен в основу деятельности нашего ИПРК». Содержание программ института формируется на основании «карт образовательных потребностей» тех или иных категорий слушателей. Эта инновация позволяет обеспечить практическую направленность курсов, а также учесть уровень компетентности группы по тем или иным модулям и темам конструируемой программы. «Мы решили спросить самих директоров, что им прежде всего необходимо для успешной работы, - рассказывает Левицкий, - после чего предусмотрели в «карте потребностей» наличие различных блоков (психолого-педагогического, финансово-правового, информационно-технологического, блока управления персоналом, а также блока диагностических методов выявления качества образования). Наше дело предложить, а дело директора - выбрать, в какой мере он нуждается в обучении и в каком, нужно ли ему получить самое общее представление о той или иной проблеме, более глубоко изучить тему, ограничиться теоретическими знаниями или приобрести практические навыки в той или иной сфере». За последние пять лет институт обучил практически всех директоров московских школ, теперь в его планах - обучение управленцев на новом временном витке. Ведь на самом деле много изменений произошло в законодательстве, много нового появилось и в нормативно-правовой базе, и в менеджменте, и в экономике. Словом, директора образовательных учреждений должны быть в курсе всех этих изменений и новшеств. Левицкий потому так уверенно говорит, что в 2008-2009 учебном году рекрутинговая база формирования менеджмента ОУ в финансово-экономической сфере будет существенно расширена, что занятия в институте чрезвычайно популярны в среде директоров, ибо занятия тут ведут не только блестящие теоретики, но и не менее блестящие практики.