В последнее время студенты пятого курса работают в школах университетского округа в течение учебного года в качестве учителей-стажеров, познавая основы профессии педагогов-предметников. Отрадно, что среди практикантов университета немало выпускников нашей гимназии. Они хорошо знакомы с укладом школьной жизни, ее традициями и профессиональной этикой.

В этом учебном году было принято совместное решение о создании педагогических мастерских на базе университета и ряда инновационных школ города Москвы. Идея педагогических мастерских проста и очевидна. Мотивированные на педагогическую деятельность студенты 4 и 5-х курсов проходят практику в течение двух лет на базе нескольких школ, объединенных в единую сеть. Тем самым студенты получают возможность познакомиться не с одной, а с рядом школ. А это позволяет впоследствии выбирать то учебное заведение, которое в большей степени отвечает их запросам и интересам. Иными словами, школа приглашает молодых специалистов, в которых она заинтересована, а за ними остается право выбора. Где и на каких условиях они будут трудиться, решать будущим учителям!

Практика показала, что у молодых педагогов большую трудность вызывают вопросы психолого-педагогического характера. Не хватает умения проводить на должном уровне классные часы, родительские собрания. Вызывают затруднения организация дискуссий, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Именно этим вопросам будет посвящен первый год практики. Иными словами, студенты 4-го курса под руководством опытных педагогов и школьных психологов будут выполнять роли классного руководителя, куратора, тьютора. Второй год предназначен для ведения практических занятий по своему предмету, совершенствования методики и применения современных педагогических технологий.

Педагогические мастерские позволят решить ряд важнейших вопросов, стоящих перед современной школой.

Во-первых, это индивидуализация обучения молодых специалистов, осознание ими важности и значимости профессии педагога. (Учитель-мастер, ежедневно общаясь с 2-3 практикантами, сможет передать им свой профессиональный опыт, поделиться методическими секретами.)

Во-вторых, повышение финансовой поддержки (именно школа имеет право присваивать тот или иной разряд начинающему учителю).

В-третьих, привлечение молодых людей для работы в школе (феминизация педколлективов носит угрожающий характер). Привлечение молодых, хорошо подготовленных специалистов для работы с детьми очень важно. (Средний возраст учителей приближается к пенсионному.)

В-четвертых, применение информационных технологий станет массовым явлением. Именно молодые люди, как правило, в совершенстве владеют средствами информационной коммуникации и в состоянии создать информационную среду, столь необходимую современной школе.

Отрадно, что ректорат и ученый совет МГПУ откликнулись на предложение нашей гимназии по созданию педагогических мастерских. Уверен, что этот проект сделает наше сотрудничество еще более насыщенным и плодотворным. Мы делаем одно общее дело и только в единстве сможем достичь серьезных результатов по обновлению содержания образования.