Статфакт

Общее число студентов на факультете - 1024 человека.

На дневном отделении - 428 человек;

очно-заочном - 267 человек;

заочном - 329 человек.

По специальностям (дневная форма обучения) ситуация такова:

«Логопедия» - 139 человек;

«Сурдопедагогика» - 94 человека;

«Специальная психология» - 123 человека;

«Олигофренопедагогика» - 72 человека.

Светлая сенсорная комната - это поистине рай для детишек. Чего только в ней нет! Это и мягкие конструкторы, и сюжетные игровые модули «Змейка», «Пирамида», «Часики», набор «Азбука дорожного движения», шариковый бассейн и многое-многое другое.

- В этой комнате наши студенты могут «поиграть» во время практических занятий. Сюда же приходят мамы с детьми на консультацию, - рассказывает декан факультета Оксана Приходько. - Как они узнают о нас? Мы везде в районе развесили объявления, что к нам бесплатно могут обратиться мамы, папы, бабушки, дедушки со своими малышами. Проконсультируем, окажем помощь. Польза обоюдная: студентам - практика, родителям - помощь.

Оксана Георгиевна, на мой взгляд, и уникальный специалист, и замечательный руководитель.

Во-первых, она опытный практик, долгое время работала в психоневрологической больнице №18. Там до сих пор вспоминают увлеченного педагога-дефектолога, которая перекрывала все существующие нормы приема детей. На Мичуринский проспект везли детей с разных уголков Москвы. К специалисту Оксане Георгиевна.

Подруги и родные, бывало, шутили: «Ну, хоть в автобусе, троллейбусе не давай всем консультации». Но не такой характер у человека, увлеченного своей профессией.

Впрочем, в семье Приходько это наследственное. Коррекционной педагогикой занималась мама Оксаны Георгиевны. Теперь уже и дочь пошла по этой же стезе. Скольким семьям они «зажгли свет», показали выход! А скольким еще помогут...

И кто теперь поверит, что чемпионке Москвы по плаванию Ане Румянцевой врачи в роддоме прочили полную неподвижность. А Оксана Георгиевна сказала: «Будет ходить!» Свой первый шаг Аня сделала в семь лет. По совету специалиста мама каждый день возила девочку в бассейн. В прошлом году в Канаде на паралимпийских играх Аня Румянцева в плавании заняла третье место.

Во-вторых, факультет, возглавляемый кандидатом педагогических наук, профессором Приходько, единственный в стране дает своим студентам уникальную специализацию. Будущие логопеды и сурдопедагоги учатся оказывать помощь детям с отклонениями в развитии уже на первом году жизни. Такой практики нет ни в одном подобном вузе.

- Представляете, по официальным данным, сегодня до 86 процентов детей рождаются с теми или иными неврологическими отклонениями, - говорит Оксана Георгиевна.

Но эти данные неточны. Среди специалистов уже утвердились другие цифры. На каждые двести детей - всего один абсолютно здоровый ребенок. А это значит, что ранняя диагностика, ранняя помощь как никогда актуальны сегодня.

Свою первую лекцию студентам (а это в основном девушки) профессор Приходько предваряет небольшим «лирическим отступлением».

- Я буду читать вам лекции не только как специалистам, но и как будущим мамам, - проникновенный голос преподавателя сразу настраивает аудиторию на особую волну.

Специфика преподавания дисциплин на дефектологическом факультете заключается в практической ориентации. Этому способствует богатая теоретико-методологическая база. К услугам студентов множество видеоматериалов. Это и диагностические консультации, и коррекционные занятия с детьми, имеющими речевые, интеллектуальные нарушения, те или иные недостатки слуха и зрения, двигательную патологию. На лекциях преподаватели имеют возможность все теоретические моменты тут же подкрепить видеоматериалами.

«Какие вы заметили нарушения в развитии ребенка?» - этот вопрос часто звучит на практических занятиях. На факультете есть два компьютерных и два мультимедийных класса.

На основе видеоматериалов разбираются и анализируются отдельные диагностические и коррекционные приемы работы. Будущие специалисты получают самые разнообразные задания для самостоятельной работы. Всячески приветствуются на факультете творчество, поиск. Но главное - вдумчивое, серьезное отношение к будущей работе. Надо научиться правильно провести психолого-педагогическое обследование ребенка, сделать верное заключение, дать рекомендации родителям. Потому и вошло в практику на факультете составление каждым студентом перспективных планов работы с тем или иным ребенком, группой детей. И дети не виртуальные, а самые что ни на есть реальные, со своими болезнями, проблемами, слезами и улыбками... Это для Васи, Пети, Иришки нужно придумать занимательные игры с «дидактической» черепахой. Малышей надо увлечь, разыграть по ролям задания, чтобы простое завязывание-развязывание шнурков стало интересной игрою.

- Понимаете, игровое оборудование нужно еще и умело использовать, - вступает в разговор Айша Магомедовна Гусейнова, кандидат педагогических наук, заместитель декана по науке, - наши студенты учатся проводить практические занятия, организовывать деловые игры. Благодаря оборудованию во время практических занятий они сами могут проиграть, пережить всю гамму ощущений при контакте с игровыми материалами.

Во время бесед и экскурсии по факультету я узнаю, что в «сухом бассейне», оказывается, можно провести не один десяток занятий. Их цель - сенсомоторное, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, если говорить научным языком. Ведь играть надо умеючи.

...Как-то в одном саду специально поинтересовалась: для чего нужен «сухой бассейн»?

- Дети любят играть, барахтаться, - пояснили мне. - Это полезно для них.

- А чем полезно? - дотошно доискивалась я.

Но вопрос мой повис в воздухе. Теперь я понимаю, что просто попала не на специалистов. (Было это не в столице.)

Студенты, с которыми мне удалось пообщаться на факультете коррекционной педагогики столичного педуниверситета, отличались особой обстоятельностью. Я узнала, к примеру, что, чтобы стать логопедом, каждый абитуриент прошел для начала «речевое собеседование». (Такого собеседования нет ни в одном вузе страны, готовящем подобных специалистов.)

- Да, действительно, «речевое собеседование» есть только у нас, - пояснила декан факультета Приходько. - Убеждена, будущие логопеды не должны иметь никаких дефектов речи.

Уже на первом курсе студенты-логопеды проводят логочасы с малышами детских садов. Готовятся к ним серьезно, основательно, придумывают различные интересные формы занятий. Потом их, как и студентов других отделений, ждут различные коррекционные практикумы.

- Занятия построены таким образом, - рассказывает куратор факультетской педпрактики, кандидат педагогических наук Елена Викторовна Ушакова, - чтобы все студенты за годы обучения прошли через дошкольные учреждения, школы, центры, поликлиники. У нас налажены замечательные контакты со многими учреждениями Москвы.

Студентам дефектологического факультета, к примеру, всегда рады в детском саду №1708. Заведующая Тамара Никифоровна Новикова хорошо отзывается об ответственных, инициативных практикантах. Для детей с тяжелыми нарушениями речи они становятся добрыми друзьями. Сначала любить, а потом учить - это одна из главных заповедей специалиста-дефектолога. И в центре «Раменки», и в школе-интернате №44 отзывы о студентах дефектологического факультета самые хорошие. Будущие логопеды, сурдопедагоги, дефектологи умеют применять полученные знания на практике. Они готовы самостоятельно разрабатывать интересные и содержательные методики работы с различным оборудованием. Их этому учат в вузе.