НИИСО осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования в области научно-педагогической и образовательной деятельности, организации и содержания столичного образования, педагогики, философии, психологии, медицины, истории и других наук, содержащих перспективные направления развития образования, реализация которых содействует повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся, укреплению и охране их здоровья. Сотрудники лабораторий НИИ уже свыше десяти лет проводят комплексные мониторинговые исследования состояния и тенденций развития системы образования. В данном случае мониторинг, без сомнения, - наиболее действенный механизм обратной связи, способствующий эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса. Он, безусловно, служит источником принятия адекватных управленческих решений по организации учебно-воспитательного процесса. В качестве респондентов в исследовании обычно выступают различные социальные группы - от учеников до руководителей и сотрудников управленческих структур. За годы функционирования университета научными сотрудниками проведены сотни мониторинговых исследований. Основной задачей института является участие в разработке и реализация мероприятий городской целевой программы «Столичное образование».

Елена МУРАВЬЕВА

Ирина Райкова, руководитель учебно-методического центра качества образования МГПУ:

- Повышение качества образования, обеспечение вузами высокого и стабильного качества подготовки является требованием времени. С целью создания и постоянного совершенствования внутривузовских механизмов повышения качества, контроля и оценки качества образования руководство ГОУ ВПО МГПУ 1 сентября 2006 г. создает учебно-методический центр качества образования (далее - УМЦКО) как самостоятельное общеуниверситетское структурное подразделение.

Основными направлениями работы центра стали: организация и методическое обеспечение деятельности МГПУ по повышению качества образования, координация работы структурных подразделений в этой сфере; создание эффективной внутривузовской системы качества; подготовка к внешней оценке качества образования в университете (государственной аккредитации и лицензированию) и анализ результатов оценки.

В рамках концепции создания информационной среды вуза в текущем учебном году сотрудниками центра были собраны и проанализированы данные о степени владения преподавателями информационно-коммуникационными технологиями. Успешно начались занятия по профессиональной переподготовке штатных преподавателей.

Университетом закуплена и используется адаптивная система АСТ-Тест - инструментальная среда для создания программно-педагогических тестов и проведения тестирования. В настоящий момент конструктор установлен во всех компьютерных классах факультетов. С октября 2007 г. сотрудниками центра ведется обучение преподавателей факультетов и общеуниверситетских кафедр работе в АСТ-Конструкторе.

Параллельно с внедрением АСТ-Тест центр организует участие университета в федеральном интернет-экзамене, проводимом Росаккредагентством (в этом году ФЭПО-6).

С начала 2008 г. университет приступает к модернизации существующей системы качества, приведению ее в соответствие с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Планируется создать систему качества, синтезирующую в себе требования Типовой модели и международных стандартов качества ISO и ENQA.

Людмила ХОЛОДНОВА, кандидат социологических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогического и социального мониторинга НИИ столичного образования МГПУ:

- Проведение ряда исследований по оценке эффективности выполнения образовательными учреждениями основных функций, анализ динамических рядов таких оценок позволили исследователям создать базу для разработки критериев и показателей, определяющих эффективность деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработанные критерии и показатели отражают мнение непосредственных участников образовательного процесса, а это мнение компетентно и несет не только оценочную, но и аналитическую, консультативную функции. На ежегодных заседаниях коллегии Департамента образования города Москвы по подведению итогов работы учебных округов результаты наших исследований использовались в качестве рейтинговых критериев и показателей.

Обобщенные материалы, содержащие критериальный подход к анализу деятельности образовательных учреждений и учебных округов, легли в основу проекта «Разработка основных критериев и показателей общественно-государственной аттестации образовательных учреждений и учебных округов», удостоенного гранта Москвы в области науки и технологий в сфере образования за 2007 год.

Евгения Романова, доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Президента в области образования, заслуженный учитель России, директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ:

- В целях повышения качества подготовки специалистов в области психологии, социологии и социальных отношений, для укрепления межпредметных связей и развития научно-педагогических школ в структуре МГПУ в 2007 году был создан наш институт.

Сегодня рынок труда нуждается в специалистах с крепкой междисциплинарной подготовкой. Помимо традиционных компетенций современный психолог должен уметь провести социологический опрос, а социолог – составить психологический портрет. Именно поэтому мы определили для себя задачу номер один – создание условий для подготовки востребованных конкурентоспособных специалистов.

Юрий ФРОЛОВ, доктор экономических наук, профессор, проректор по заочному и дополнительному профессиональному образованию

Московского городского педагогического университета:

- Впервые доказана взаимосвязь между показателями, характеризующими социально-экономическую и демографическую ситуацию в регионе, с одной стороны, и показателями, необходимыми для системы образования (необходимое количество учителей, предсказание движения в педагогическом процессе), с другой. Соответственно и подходы к решению поставленной задачи являются, по нашему мнению, инновационными и обладают научной новизной. Во-первых, сделана попытка создать систему математико-статистического анализа и прогнозирования тенденций и с учетом специфики отрасли образования. Во-вторых, выполнен анализ учебных планов, нагрузки учреждений разного типа и предложен способ вычисления необходимого числа педагогов с учетом московской демографии. При этом предложенную методику, как нам представляется, можно будет использовать для решения прогнозо-аналитических задач в других отраслях и регионах России. Целевой функцией нашего проекта являются показатели и цели системы образования, а факторами математической зависимости - как раз показатели социально-экономические, а также демографические тенденции в регионе. Пока никто подобные прогнозные модели, которые позволяют с достаточно высокой степенью точности на достаточно долгий период прогнозировать определенные параметры и показатели системы образования, не делал. Разработав прогнозные модели, мы создаем условия для решения нескольких важнейших для современного образования проблем. В частности, могут решаться вопросы оптимизации процедур бюджетного планирования в образовании на основе прогнозов численности обучающихся, определения количественных показателей приема в вузы на педагогические специальности с учетом прогнозируемой потребности в педагогических кадрах через 5 лет и многое другое. Надо сказать, что обобщенные материалы наших исследований легли в основу проекта «Разработка системы прогнозирования перспективной потребности в педагогических кадрах для учреждений городской системы образования», удостоенного гранта Москвы за 2007 год.

Еще один инновационный проект, который разрабатывается в соавторстве с ректором МГПУ В.В.Рябовым, - создание профессионального стандарта педагога, написанного на языке компетенций и компетентностей. По нашему мнению, нормы качества педагогического образования, отраженные в образовательных стандартах, вторичны по отношению к требованиям, включенным в профессиональный стандарт и разработанным с учетом мнения профессионального сообщества (педагогов-практиков, руководителей, ученых, служб лицензирования и аттестации, потребителей образовательных услуг и др.). То есть критерии оценки качества педагогической деятельности в профессиональном стандарте формируются на основе мнения всех заинтересованных групп. В этом проявляется один из реальных механизмов общественно-государственного управления в образовании. На стадии разработки проекта, которая продолжается и по сей день, мы учитывали мнение потенциальных социальных партнеров - педагогов-практиков, руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием и прежде всего потребителей образовательных услуг. То есть профессиональный стандарт формируется на основе мнения всех профессиональных групп. По сути, основная идея этого инновационного проекта в том, что при формировании критериев качества образования необходимо опираться не только на мнение академического сообщества, но и учитывать мнение потребителей образовательных услуг - обучающихся и работодателей.