Сегодняшний МГПУ не похож ни на один другой вуз именно из-за своего ректора. Для Виктора Васильевича Рябова быть в центре необычных идей сродни тому ощущению, которое испытывает спортсмен перед стартом - азарт, страх, злость и четкое понимание цели, которую надо достигнуть любой ценой. Ради чего? Ради адреналина, конечно, а еще ради столичного образования, для которого МГПУ не просто вуз, но еще и «мозговой» центр.

«Корень зла» в кадрах

- Виктор Васильевич, в конце прошлого года на пресс-конференции в Кремле, посвященной итогам национального проекта «Образование» в 2007 году, победитель конкурса «Лучшие школы России» директор московской школы №686 Сергей Казарновский предложил объявить мораторий на реформы хотя бы на 10 лет, чтобы одно школьное поколение выросло спокойно. Как вы относитесь к такой идее?

- Я хорошо знаю Сергея Казарновского и тот образовательный центр, которым он руководит, каждый день у него в школе происходят какие-то изменения. Этот процесс невозможно остановить. Современный ученик получает новую информацию, которая должна корректироваться с учетом того, что происходит вокруг, а учитель должен быть и тъютором, и модератором, человеком, владеющим навыками проектирования, информационной культурой. Идея о моратории невозможна, это все равно что остановить жизнь.

- Одно из направлений развития вашего университета - подготовка кадров для инновационной деятельности в образовательном учреждении. Но учителя в школе жалуются, что такая работа чаще всего сводится к заполнению огромного количества бумаг. Вы готовите специалистов, которые будут писать бумаги?

- Нет! Я сторонник того, чтобы учителя, как и врача, не обременять писаниной. К сожалению, сегодня под видом научно-методической работы придумана масса схем, структур, образцов справок. Весь «корень зла», на мой взгляд, лежит в управленческих кадрах. Их как раз и нужно учить современным технологиям. Тогда не будет такого количества бесполезной работы. Мы уже вышли на новый уровень отношений между людьми. Значит, и учитель, а с ним и управленец должны перестраиваться.

- Сегодня в педвузы порой поступают по остаточному принципу - недобрал баллы в технический или классический университет - подал документы на схожую специальность, например к вам. Это не задевает самолюбия?

- Все профессии в любом случае зависят от учителя. Для России это типичная проблема, но у нас ее уже нет - конкурс на некоторые специальности сравним с МГУ. Хотя демографическая яма сказалась в этом году на приеме - мы взяли на 500 человек меньше, чем обычно. Национальный проект в области образования прежде всего должен быть направлен на фигуру учителя. На его поддержку. Если мы говорим, что строим общество знаний, то и относиться к носителю знаний надо соответственно - поддерживать имидж учителя, его авторитет. В идеале нужно сделать так, чтобы в педвузы конкурс был такой же, как и в МГИМО.

- В этом году министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подписал указ о создании рабочей группы по разработке принципов модернизации высшего педагогического образования в интересах школы. В эту комиссию помимо заместителя министра Исаака Калины, советника мэра Москвы Любови Кезиной вошли и ректоры столичных педагогических вузов. С какими предложениями вы вышли на рабочую группу?

- В первую очередь это идея о непрерывной педагогической практике на последнем курсе вузов. Кроме этого, университет в течение последних трех лет проводит эксперимент по переходу на двухуровневую подготовку. Большинство педагогических вузов страны не готово к переходу на Болонскую систему - и это действительно серьезная проблема. Два наших факультета - филологический и романо-германской филологии - уже вышли на вариант бакалавров. Эксперимент идет очень сложно, его не все понимают. Иногда мы ощущаем прямое сопротивление со стороны преподавателей. Всегда легче работать по старинке а переход на зачетные единицы, на блочные модули образования, на курсы по выбору рождает панику среди коллег. Мы сделали предложения по первичным модулям новых стандартов и по формированию компетенции и компетентности для педагога будущего. Учитель, который, например, не владеет информационными технологиями, не должен работать в школе.

- А как же в таком случае идея о том, что настоящему учителю достаточно мела и доски?

- Уже недостаточно! Без современных информационных средств обучение невозможно. У нас есть 46 компьютерных классов и более сотни мультимедийных. В кабинетах стоят современные плазменные экраны, компьютеры, проекторы. Мы не случайно в 2007 году выиграли грант НФПК именно по информационным технологиям.

Сито для инноваций

- За 13 лет существования вы построили не одно здание. И создали много новых структур внутри университета. Что необычное есть в МГПУ, чего нет ни в одном другом педагогическом университете?

- Научно-исследовательский институт «Столичное образование», в 27 лабораториях которого работают 130 научных сотрудников. Это очень серьезный научный потенциал, который должен использоваться в интересах школы. Все лаборатории работают по новым технологиям. Результаты мы несем в аудиторию, чтобы проверить, как они работают.

- Вы в очередной раз стали разработчиком программы «Столичное образование». Вас можно назвать «мозгами» московского образования?

- В какой-то степени да. Потому что ни одна крупная акция, в том числе проект «Школа друзей», не обходится без участия наших преподавателей. В новом перечне федеральных учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, вы найдете порядка 30 учебников, которые написали наши профессора. Это учебники по языковым дисциплинам, по предметам «Технология», «Математика», по дошкольному образованию, начальным классам, по психологии.

- Идеи молодых учителей в школе, как правило, воспринимаются в штыки, как им помочь?

- Порядка 30 процентов наших студентов указывают, что в школе их пытаются усреднить. Это очень серьезная проблема, основание которой лежит в проблеме продвижения любых новых идей. Закон инерции никуда не денешь. Любому коллективу комфортней и удобней работать по старинке. В программе «Столичное образование-5» сердцевина - инновационные проекты и пути их развития.

- Но сами идеологи национального проекта «Образование» говорят о том, что действительно новых, прорывных идей мало, все остальное...

- ... шелупонь. У нас так жизнь складывается, что новое поколение должно что-то привносить в образование, но с другой стороны, нужно постоянно обращаться к мудрости веков. Вопрос в том, как отсеять действительно прорывные идеи?

- Именно поэтому вы создали службу по мониторингу, своеобразное сито инноваций?

- Мы отслеживаем не только нашу деятельность, но и работаем по заказу, выступая как общественная экспертиза на конкурсе лучших учителей и учебных заведений столицы.

- В прошедшем году ваш Научно-исследовательский институт «Столичное образование» выиграл 7 грантов правительства Москвы. Структура, которую вы создали, стала приносить не только интеллектуальный, но и финансовый доход?

- Я бы не квалифицировал работу лабораторий нашего института по этому принципу, но они действительно свою зарплату отрабатывают. Наши лаборатории занимаются новыми технологиями в области математики, иностранных языков, психологии, разрабатывают единые стандарты для перехода студентов педколледжей в наш вуз. А конечный продукт института - программы, учебники, пособия пользуются популярностью. Недавно мы создали Центр стратегического прогнозирования. У нас давно работает ресурсный центр, который ежегодно пропускает через себя до 1000 учителей, которые обучаются там информационно-коммуникационным технологиям. Есть и ряд центров, которые созданы на внебюджетной основе.

- Какие планы у Московского городского педагогического университета на второе десятилетие XXI века?

- Будем дальше готовить не только учителей. У нас сегодня 23 педагогические специальности. Остальные - самые разноплановые, их 38: «юриспруденция», «менеджмент организаций», «социология», «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом», «дизайн» и др.

- Вы готовитесь стать классическим университетом?

- Сегодня мы многопрофильный вуз, но в будущем - может быть, да. Сейчас по итогам аккредитации мы имеем показатели классического университета. Но пока мы нужнее правительству Москвы как педагогический вуз. Известный на сегодня опыт преобразований педвузов в университеты приводил к резкому сокращению учителей в регионе.

- Когда в 1995 году вы открывались, в московских школах было 5000 вакансий, прошло 13 лет, в какой момент вы и московское правительство вздохнули свободно?

- Три года назад, когда мы подготовили 10000 учителей и к нам подключились другие городские педвузы. Но сегодня мы уже работаем над другой проблемой - по трудоустройству выпускников, и я думаю, мы решим ее заранее. Ведь сегодня в школах столицы много учителей в возрасте. За ними - огромный опыт и уважение, которое они заслужили долгими годами. Наша задача - найти возможность внедрить молодежь, а заслуженных учителей переводить на роль наставников.

- Вопрос: кто и как будет оплачивать их работу?

- Пока московское правительство думает над нашим предложением. У нас есть расчеты до 2015-2020 годов по этой проблеме. Если ей не заниматься сейчас, то вскоре возникнет своеобразный коллапс. Этот вопрос мы ставим на коллегиях Департамента образования города Москвы. Думаю, в ближайшее время найдем ответ.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО, выпускница исторического факультета МГПУ, 2004 года