- Как правило, в качестве основного и решающего фактора развития отечественного образования называется увеличение финансирования. Есть ли еще какие-либо неиспользованные возможности в этом направлении?

- С нашей точки зрения, существенным резервом является использование уникальных достижений психолого-педагогической науки в плане оптимизации обучения и воспитания молодежи. Развитие личности осуществляется под значительным влиянием различных социально-психологических факторов, при этом увеличение финансирования образования является необходимым, но абсолютно недостаточным условием результативности этого процесса. Нельзя не учитывать, что за последние 20 лет стиль мышления молодежи существенно изменился - для него характерна клиповость, оно гораздо в большей степени является образным, то есть информация усваивается через образ. Однако школа и вуз продолжают внедрять старые технологии обучения, которые использовали и 100 лет назад. При этом не учитывается, что особенности сознания и мышления современного молодого человека существенно изменились и существенно отличаются от стиля восприятия окружающего мира старших поколений.

- Чем, с вашей точки зрения, обусловлены эти изменения в сознании и мышлении молодежи?

- В настоящее время формируют стиль мышления молодого человека прежде всего средства массовой информации, и от этого никуда не уйти. Они продуцируют образ и эмоцию - именно то, что позволяет хорошо усваивать предлагаемую ими информацию. И школа, и вуз, если они не возьмут на вооружение эти технологии, будут все больше и больше сдавать свои позиции.

- Какие еще нерешенные проблемы стоят перед системой образования?

- Развитие интеллекта немыслимо без развития личности. В то же время и в школе, и в вузе воспитание во многом лишь только декларируется. Однако молодой человек без нравственного стержня, без патриотического воспитания никогда не станет двигателем социального и интеллектуального прогресса общества. Финансовыми вливаниями можно обеспечить необходимый уровень развития высоких технологий. Но использовать эти технологии будут люди. Чем меньшее внимание мы уделяем воспитанию, прежде всего через средства массовой информации (а именно они сегодня формируют личностные качества молодого человека), тем меньше шансов, что эти технологии будут использованы с гуманными целями.

Наиболее важным в настоящее время является заказ государства на развитие коллективистских, духовных ценностей у молодых людей. И в нормативно-законодательном плане все чаще делается акцент на реанимацию воспитательных структур.

Эффективное развитие отечественного образования невозможно без повышения внимания к его гуманитарной составляющей, поскольку внимание только к физическому миру в ущерб миру духовному как раз и приводит к моральной деградации общества и отдельно взятого человека. У человека должны быть сформированы эмпатия и рефлексия, умение сопереживать и радоваться за других, умение быть таким, чтобы приносить радость окружающим и самому себе. Все это не является предметом внимания сегодняшней системы образования, но именно это составляет смысл жизни человека.

В связи с этим сегодня жизненно необходимо наличие мощных образовательных каналов и изменение информационной политики всего телевидения в направлении воспитания молодежи и формирования у нее гуманистических ценностей. Именно на это должны быть выделены максимальные финансовые ресурсы.