- Наша область вошла в число победителей конкурса. Одним из главных результатов этого события стало введение с 1 сентября 2007 года новой системы оплаты труда учителей.

Особенность НСОТ в Псковской области в том, что мы не стали апробировать ее на малом массиве. На новую систему оплаты труда перешли все 100 процентов муниципальных школ.

Быстрой разработке областного закона о НСОТ помогло то, что в ней приняли участие губернатор области, специалисты государственного Управления финансов и Управления образования области, а также представители профсоюзных органов и педагогической общественности. После того как была готова концепция закона, прошло несколько дополнительных заседаний рабочих групп, на которых были скорректированы некоторые важные пункты закона, в частности, внесены поправки о коэффициентах для школ сельской местности.

Закон и сейчас совершенствуется: Управление образования области периодически проводит мониторинг мнения педагогов и вносит в систему необходимые поправки. В целом учителя уже внесли более 100 предложений в методику расчета оплаты труда.

- На сколько в среднем повысилась зарплата учителей после введения НСОТ?

- Среднее увеличение сейчас «взяло планку» в 34,59 процента, притом что обязательства региона по этому показателю составляли 22 процента. Повышение заработной платы до 15 процентов имеют 31 процент преподавателей; от 15 до 25 - 18 процентов педагогов; от 25 до 50 - 37 процентов; свыше 50 - 14 процентов педагогов. Существенно изменилась заработная плата директоров школ: она возросла от 15 до 100 процентов у 41 процента директоров, от 100 до 200 и выше - у 55 процентов директоров. Запланированное повышение средней зарплаты учителей к 1 сентября 2009 года - 62 процента.

- Повышение заработной платы зависит в первую очередь от результата педагогического труда - такова основная идея НСОТ. По каким критериям распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда?

- Заработная плата действительно дифференцирована и зависит от количества и качества труда. Так, за высокие результаты сдачи ЕГЭ в 2007 году более 100 педагогов получили ежемесячные надбавки в две тысячи рублей. Доплаты педагоги получают за победы на конкурсах профессионального мастерства и за высокие результаты своих учеников на предметных олимпиадах областного и федерального уровней.

Распределение надбавок - процесс открытый, гласный. В распределении стимулирующей части фонда оплаты труда участвуют органы общественного управления и профсоюзные комитеты.

Однако проблема в том, что сегодня отсутствует система критериев результатов труда, которая должна бы иметь не только региональную, но и федеральную составляющую. В регионах, где введена НСОТ, местные органы управления ищут свои критерии оценки качества труда учителя. Что взять за основу? Мониторинг учебных достижений учеников? Но, например, у детей из коррекционных классов очень сложно такой мониторинг провести. Они не покажут высоких результатов на ЕГЭ, не смогут выступить на предметных олимпиадах. Очевидно, что мы должны оценивать здесь не выдающиеся достижения, а индивидуальную динамику развития ребенка. Другой пример: воспитанники учителей начальных классов не сдают итоговых экзаменов, и у их наставников формально нет возможности показать качество педагогического труда. Чтобы найти выход из ситуации, для таких категорий детей организуются городские, районные и областные конкурсы и соревнования, на которых они могут проявить свои творческие способности, а их преподаватели в свою очередь получают возможность отличиться на конкурсах профессионального мастерства.

- Как ни странно, стимулирующие надбавки, то есть новшество, устанавливающее неравенство заработных плат, вызвало не так много волнений среди учителей вашей области, как установление базовой части зарплаты. Очевидно, дело в том, что надбавки напрямую зависят от профессиональных достижений педагога, потому и претензий у него ни к кому быть не может - только к самому себе. А вот базовая часть зарплаты имеет в своей основе показатели, не зависящие от учителя: наполняемость школы и класса. Между тем большинство школ относится к категории сельских...

- Концепция НСОТ предусматривает, во-первых, определение размера должностного оклада руководителя и специалиста и, во-вторых, установление повышающего коэффициента к базовому окладу руководителей, специалистов и технических исполнителей исходя из стажа работы, квалификации, специфики работы, выполнения дополнительных видов работ, масштаба и сложности управления в зависимости от группы учреждения, уровня управления и условий труда.

Объемными показателями общеобразовательного учреждения являются:

число учеников, занимающихся углубленным изучением предмета (0,1 балла за каждого учащегося);

число дошкольников, получающих услуги дошкольного образования на базе школы (0,1 балла за каждого ребенка);

число учеников, в расчете на 1 учителя (5 баллов за каждые 10 учеников на 1 учителя).

Схема формирования фонда оплаты труда выглядит так:

ФОТ = основная часть + дополнительная часть.

Основная часть - должностной оклад работника.

До = Бе х Бк х (1 + Кст + Ккв + Ксп + Кут + Купр), где

До - должностной оклад; Бе - базовая единица; Бк - базовый коэффициент;

Повышающие коэффициенты: Кст - коэффициент стажа педагогической работы; Ккв - коэффициент квалификации (за наличие почетных званий Российской Федерации, ученых степеней, квалификационной категории); Ксп - коэффициент специфики работы (отражает специфику системы образования и особенности деятельности общеобразовательных учреждений); Кут - коэффициент условий труда (за неблагоприятные условия труда, работу в сельской местности); Купр - коэффициент масштаба и уровня управления.

Дополнительная часть составляет 25 процентов от основной части и состоит из обязательных компенсирующих и стимулирующих выплат.

Механизм подушевого финансирования определяет норматив количества учеников, одинаковый для городских и сельских школ, - 300 человек. При этом учитывается специфика типов и видов образовательных учреждений путем введения коэффициентов. Норматив по наполняемости классов для сельской школы - 14 человек, для городской - 25. От выполнения первого норматива зависит финансирование школы, второго - заработная плата учителя, работающего в конкретном классе.

Переход к новой системе оплаты труда происходит в два этапа. В течение первого года в областном бюджете предусмотрены 90 миллионов рублей дополнительных средств на реализацию НСОТ, включая поддержку сельских школ с малой наполняемостью. Кроме того, губернатором области было принято решение относительно некоторых школ поселков городского типа, где невозможно провести реорганизацию, но школа является полноценным образовательным учреждением и имеет полный комплект всех учебных классов. Это решение позволило финансировать такие школы в том же размере, как и сельские с наполняемостью классов 14 человек.

Подобные корректировки, конечно, легли дополнительным бременем на областной бюджет. И сегодня такие проблемы имеет каждая территория, принявшая свой закон о НСОТ. Поэтому нам бы очень хотелось иметь соответствующие федеральные указания для регулирования заработной платы в ее базовой части. Должны быть сформулированы общие правила игры, которые касаются именно базовой части.

Надеюсь, что в ходе реализации национального проекта будут учтены все замечания, и федеральная методика, которая помогла нам при разработке регионального закона о НСОТ, станет еще более совершенной.

Псков

P.S.

В прошлый четверг на заседании Общественного совета при Минобрнауки России обсуждался вопрос дифференциации оплаты труда учителей. Материал об этом читайте в следующем номере «УГ».

Мнение

Любовь НИКОЛАЕВА, директор центра образования «Псковский педагогический комплекс»: Качество под угрозой

После победы Псковской области в конкурсе регионов у педагогов нашей школы появилась надежда, что наши инновационные идеи получат материальное обеспечение. И надежда оправдалась: школа получила современное оборудование, а в результате перехода на новую систему оплаты труда средняя зарплата наших учителей выросла с 6,5 до 11,5 тысячи рублей.

Она стала прямо пропорциональной результатам труда, и это правильно! Ведь как было раньше? При прежней системе все учителя, например, одной категории, получали одинаковую зарплату, и зависела она от количества уроков. Педагог набирал себе много часов, но разве это могло повысить качество образования?

Однако при новой системе зависимость зарплаты от численности учеников в классе ставит под угрозу опять-таки качество образования. Закон «Об образовании» определяет предельную наполняемость классов - 25 человек. Но опытные учителя знают, что оптимальный вариант - 20. Если бы в Федеральном законе «Об образовании» было прописано это число, сегодня в школах не пришлось бы объединять классы. Мы заботимся не столько о зарплате учителей, сколько о качестве педагогического труда. Конечно, учителю сложнее работать в классе, где 30 человек. Но это не должно стать нормой.

Я считаю, что самым важным следствием внедрения новой системы стало то, что распределение стимулирующей части оплаты труда - процесс прозрачный, так как в нем принимают участие представители профсоюзной организации и родительская общественность.

Василий МЕФЕД, директор Пореченской школы: Палка о двух концах

Переход на новую систему пока не принес значительных денежных средств сельским школам, а таких в области большинство.

Увеличение средней зарплаты учителей действительно впечатляет. Но если говорить о селе, то, например, в нашем районе всего лишь в двух школах - нашей, где учатся 200 человек, и еще одной с 300 учениками - педагоги получили увеличение зарплаты примерно на 60 процентов. В других увеличение зарплат незначительное. Нет 14 человек в классе - нет роста зарплаты. Наполняемость малокомплектной школы может быть 50 учеников, поэтому подушевое финансирование не позволяет ей получить достаточно средств. Областным властям приходится изыскивать дополнительные деньги в бюджете, чтобы поддержать сельские школы. Так что НСОТ - это палка о двух концах. Хотелось бы, чтобы закон о новой системе оплаты труда устранил неравенство сельских школ перед городскими.