Самый суровый дикарь непременно нравом смягчится,

Стоит к природе ему терпеливым прислушаться ухом.

Гораций

Дети стали взволнованно делиться своими воспоминаниями. И даже девочка Аделина, которой английский язык давался тяжело, говорила при этом грамматически правильно. А после школы Аделина поступила на факультет иностранных языков.

Меня до сих пор не понимают, почему я, имея профессию учителя иностранных языков, которая востребована в любой городской школе, переехала жить в деревню. Это зов души... Все познается в сравнении. Сегодня по дороге из школы домой я почувствовала, как неведомая сила окрылила меня, вдохновила: еле проклюнувшаяся зеленая травка, гуси, что щиплют ее, скромно красующаяся своими сережками береза перед моим окном и деревенские ребятишки, которые мчатся на стареньких велосипедах своих старших братьев и не в первый раз сегодня мне говорят: «Здравствуйте, апа!» (форма вежливого обращения к старшим лицам женского пола).

После школы не встретишь праздно проводящего время старшеклассника. Ученики моего класса уже могут самостоятельно вести хозяйство, берутся за любую физическую работу. В их памяти навсегда останется счастливое детство, когда они познали красоту летнего рассвета, скорость езды на лошадях и вкус родниковой воды. Дети как чистый лист, который заполняется на протяжении всей жизни.

Что же мне, учителю английского языка, написать на этом листе? Каждый год в августе мне снится сон, как я прихожу на урок и у меня ничего не получается: дети меня не слушают, я переживаю, плачу от обиды. Этот сон - следствие моих раздумий: «Как начать этот учебный год? Какое ввести новшество? Какие они, мои новые ученики?» Этот сон для меня - талисман. Если он снится, то непременно все получится. Когда ты в поиске, то обязательно замечательная идея осенит тебя. Распрямить плечи! Улыбка! И в школу! Этому я учу и своих учеников: «Никогда не говорите: «Не смогу», прежде чем приступить к выполнению задания. Надо верить, что все получится. И тогда успех неизбежен».

До сих пор не могу забыть, как один мой ученик на уроке восторженно произнес: «Ух ты! Как интересно!» А ведь этот урок был результатом моей многодневной работы. Урок не из «методички», а творческий: организация поисковой деятельности, коллективной и групповой работы, выход результатов труда учащихся за рамки класса и урока. Активные приемы не могут оставить равнодушным ни ученика, ни учителя.

Прозвенит последний звонок. Начнется новая жизнь. Первые трудности самостоятельной жизни. По опыту знаю, что сельскому выпускнику придется еще самоутверждаться в этом большом мире. Научили ли мы его преодолевать трудности? Научили учиться? Общаться с разными людьми? Ориентироваться в потоке информации? Вести здоровый образ жизни? Воспитали в нем такие качества, как самостоятельность, уважение ко всему окружающему, выносливость, целеустремленность? Если да, тогда он - сильная Личность, и на своем жизненном листе наш Ученик поставит нам «пять»!