Всякий труд требует внимания, напряжения воли, затраты энергии. Но внимание невозможно без интереса к предмету. В учении это важнее, чем где бы то ни было. Учителю легко работать с детьми, которые пришли в школу с глубоким желанием учиться. Возьмем другую крайность - очень вялый интерес к познанию. Что здесь могут сделать учителя? Возбудить искусственный интерес на уроке. У многих ли это получается? Назову одного из «волшебников» - Виктора Федоровича Шаталова. (Надо читать его пособия «Куда и как исчезли тройки?», «Педагогическая проза».) Но где нам взять столько Шаталовых, чтобы научить всех ленивых, запущенных, изгоев?

Мастеров много, но они хорошо учат всех способных. Средних еще больше - они добросовестно отрабатывают свою зарплату и даже ее перерабатывают. Злые и равнодушные к судьбе детей работники школ тоже делают свое дело, ситуация ныне такова, что выбирать кадры не приходится. Но в общем и целом школа как была лагерем для принудительных работ, таковой и осталась. И не может быть иной, потому что принудиловка в ней доминирует. Принудиловка с помощью устрашения двойкой, «пропесочиванием», привлечением к «воспитанию» родителей.

Интересный урок - это интересный учитель. А где взять таковых? Чаще с журналом под мышкой в класс входит человек, который начинает урок с замечания, с проповеди, наставления, выговора, моральной экзекуции. Или просто с крика. Взрослый человек не может существовать без радости, полученной в труде: «У меня получается, меня заметили!» Ребенок тем более не может жить без радости победы. В рисовании, пении, рукоделии, в беге на дистанцию. И важно, чтобы его заметили, похвалили. И не забыли!

Многие мальчики (и девочки) в советской школе просиживали десять лет с негласным ярлыком - «тупица». Как они чувствовали себя? Никто этим не интересовался. Шкрабы беспокоились больше о дисциплине, процентах, о том, что подумает и скажет начальник. Кроме уроков дети часто по два-три часа в неделю сидели на мероприятиях - сборы, собрания, встречи со знаменитостями.

Скажут: «Вы критикуете расширение программы и растягивание учебного процесса, а что предлагаете взамен?» Первое: надо принять меры к всемерному укреплению здоровья учеников. Здесь есть немало хороших вариантов, связанных с занятием физической культурой. Второе: обучение следует строить преимущественно на интересе. Не абсолютно, а преимущественно. Четкий распорядок, дисциплинарные меры не исключаются. Дидактику и лучшие варианты воспитания никто не отменял и не отменит. Все это в России есть. Третье: здравый смысл требует остановить разжигание соперничества в школе. Талантливые учителя бывают энергичны, но не амбициозны, не стремятся к личным победам. Но они привлекательны для детей. В отличие от других, которые всегда готовы себя показать, которые удобны и очень милы начальству. Настоящая педагогика - тихое искусство, она не любит фанфар.

Сегодня азарт состязания слишком увлек нас. Чтобы стимулировать рождаемость, мы решили подбросить женщинам деньжат. Расщедрились, раскрыли кошелек - нате! Что-то они не очень обрадовались. А как бы «подбросить» женщинам и их мужьям здоровья? Чтобы дети появлялись на свет здоровыми. И будем мы их не лечить всю жизнь, а учить.

Сергей КОРЯГИН, Гагарин, Смоленская область