Что такое BETT?

Это место, где вы найдете решение для любой проблемы, которая есть или может возникнуть у учебного заведения, органа управления или всей системы образования. Здесь демонстрируют, как добиться успеха, используя новые программные продукты и информационно-коммуникационные технологии.

На выставке находится место всем: таким супергигантам, как «Майкрософт» и «Би-би-си», и крошечным компаниям, которые только вышли на английский рынок. Посетители и покупатели есть и у тех, и у других.

Более 600 фирм и компаний выставили свои разработки на всеобщее обозрение. Производители программ и технологий участвуют в выставке, не только чтобы продать свой товар, чтобы его разрекламировать, но и для того, чтобы увидеть, что сделали другие, сравнить свои подходы с решениями конкурентов. В этом бизнесе конкуренция очень высокая, как и темпы развития самого бизнеса.

Четыре дня, переходя от стенда к стенду, вчитываясь, вглядываясь, вслушиваясь, не все всегда до конца улавливая, я понял, что нам в ближайшие годы не догнать Англию по количеству и качеству всего того, что предлагается сегодняшней школе. И не только потому, что в Англии самая большая в мире доля валового национального продукта идет на информационно-коммуникационные технологии в образовании, и не потому, что там в начальной школе на шестеро малышей один компьютер, а в средней трое ребятишек делят каждый компьютер между собой, и не потому, что, по статистике, выставку ежегодно посещают около 30 процентов учителей Англии. А потому, что английское образование стало реальным мостом между аналоговым временем и цифровым. Не осталось ни одного сегмента, ни одного участка в английском образовании, где не использовались бы информационно-коммуникационные технологии.

Самый интересный день на выставке - последний, в этот раз это была суббота. Говорят, устроители всегда стараются, чтобы этот последний день попадал на выходные. Потому что это день для английских учителей. Они сами выбирают, какие электронные ресурсы им нужны, тут же их тестируют и оставляют заявки. Никаких конкурсов и тендеров. Учитель лучше знает, что ему нужно в учебном процессе, чем чиновник.

Что предлагают?

Уже никто не продает только один компьютер, или одну интерактивную доску, или электронный учебник по математике. Уже никто не предлагает новый продукт сам по себе. Пакетом предлагают. Там методические пособия по использованию нового продукта или технологии, тренинговые - в режиме он-лайн или очные - курсы плюс программа мониторинга эффективности использования нового «товара». Говоря научно-бюрократическим языком, компании, работающие на этом рынке, превращаются в системных интеграторов.

Я видел разные интерактивные доски, но такой ни разу. Одна рамка на пустой стене. Не нужен никакой экран, ее можно повесить везде где угодно. И сделать любого размера. Компания MIMIO в самом деле производит самые большие доски в мире, впрочем, как и самые маленькие. Но больше безразмерной доски меня потряс стенд компании Scholastic с методическими пособиями «Сто уроков»: как использовать интерактивные доски на разных уроках в разных классах.

Наши школы тоже закупили интерактивные доски. Отчитались, отрапортовали, но никто не считал, не анализировал, насколько эффективно они используются в учебном процессе. Так вот, по некоторым данным, лишь десять процентов педагогов используют интерактивные доски не от случая к случаю, при проверках и праздничных презентациях, а постоянно. Продавцы таких досок на российском рынке скажут: мы учим своих клиентов, как этим оборудованием пользоваться. Дальше дело за самими клиентами, то есть учителями. В Англии же, по данным агентства BECTA (British Education Communications and Technology Agency), 86 процентов учителей начальной школы используют интерактивные доски, как минимум, на половине своих уроков и около 64 процентов делают это в средней школе. Восемьдесят пять процентов учащихся средней школы считают, что такие доски помогают лучше построить урок, восемьдесят один процент - сделать его более интересным.

Что впечатлило?

Обилие электронных ресурсов для дошкольников и начальной школы. Чуть ли не каждый второй стенд предлагал продукты именно для малышей. Интерактивное обучение письму, математике - разные методики, разные подходы, но цель одна: мотивировать ребят. Учение превращается в захватывающую игру, когда ребенок, сам того не замечая, начинает выстраивать свою собственную образовательную траекторию. Компания AVP специализируется на разработках для детей от трех до одиннадцати лет. Я насчитал более тысячи игр, пазлов, видеоклипов, программ.

Ассоциация английских преподавателей математики предложила совершенно новый продукт, правда, пока дорогой: дети рисуют на уроках математики. И, рисуя, начинают лучше понимать математические законы и формулы, у них быстрее формируется математическое мышление, начинает более четко работать ассоциативный ряд, они лучше справляются со сложными задачами, чем их сверстники, занимающиеся обычной математикой. И самое главное, решение житейских задач за пределами класса дается им проще... Говорят, что у нас уже тридцать школ в режиме эксперимента работает с этим продуктом.

Чего у нас нет?

Ассоциации производителей программных продуктов и информационно-коммуникационных технологий. Такая ассоциация создана в Англии давно. Называется она BESA (British Education Suppliers Association). Ассоциация заботится о том, чтобы все продукты ее членов были совместимы. Тогда не попадешь в зависимость от одной компании на всю жизнь и не возникает проблем, как формировать свое образовательное пространство, используя разные ресурсы.

BESA поддерживает своих членов, следуя принципу: чем больше компаний, тем больше разных продуктов на рынке, тем больше у потребителя выбор. В России на рынке информационно-коммуникационных технологий в образовании работает не больше трех десятков фирм. Число их - почти постоянная величина, за последние годы она практически не изменилась. Зато увеличилось количество заказов. Одни и те же компании выигрывают конкурсы, но ресурс у них ограничен, поэтому и начинаются сбои в поставках, возникают проблемы с качеством.

Как определить эффективность?

Соотношение «количество учеников на один компьютер» уже не определяет эффективность или успешность использования ИКТ в развитых странах. Количество интерактивных досок в школе тоже не показатель. Главное: как информационно-коммуникационные технологии улучшают всю школьную жизнь, как они помогают ученику добиться высоких результатов, которые помогут ему состояться в жизни, а не останутся всего лишь баллами на бумаге. ИКТ становятся частью повседневной жизни учителя, ученика, управленца и родителя. Учительница начальной школы из Ньюхэма Дара Крейг сказала мне на выставке: «Если бы я не использовала ИКТ, у меня было бы ощущение, что у меня только одна рука». Консультант по проблемам образования Кен Дайсон был не таким эмоциональным: «В 1982 году, работая советником по информатизации, я чувствовал себя Сизифом: учителей почти невозможно было заставить использовать компьютеры. Теперь почти все педагоги рассматривают ИКТ как часть своего профессионального вооружения. Мы достигли критической массы внутри профессии».

Исполнительный директор BECTA Ян Адамс накануне выставки заявил, что правительство Великобритании, вкладывая ежегодно приблизительно по миллиарду фунтов стерлингов в информационно-коммуникационные технологии в образовании, хотело бы видеть реальные результаты от этих вложений. Изменения есть. В каждой пятой школе страны использование ИКТ позволило качественно улучшить как преподавание и обучение, так и общее качество школьной жизни.

Британские эксперты сошлись в том, что одним из критериев эффективности использования ИКТ может быть наличие в школе гибких программ, которые легко подстраивать под индивидуальные траектории развития учащихся.

Три года университет Ланкастера проводил мониторинг использования программы «Живая математика». В итоге 63 процента учащихся сказали, что теперь им больше нравится математика, 81 проценту стало легче учиться, у 69 процентов улучшилась память. Ученые из Ланкастера делают вывод: главное, зачем используются ИКТ в учебном процессе, - ради повышения мотивации у детей, раскрытия их индивидуальных возможностей. И есть программы школьного менеджмента, которые могут выявить эти изменения, просчитать тенденции. Задача школьных руководителей - правильно интерпретировать эти данные, чтобы выбрать самую верную стратегию развития.

Как недавно заметил профессор педагогики Дэвид Джейсон, Англия лучше других стран описывает своих школьников в терминах базы данных. Другое дело, что школа не всегда может самостоятельно интерпретировать эти данные. Надо научить учебные заведения самостоятельно использовать полученную информацию, дабы сделать процесс обучения более эффективным. Школам, по его мнению, нужно не только дать такую возможность, но и обеспечить их инструментарием для анализа своих собственных баз данных.

Чем гордятся сами англичане?

Образовательными стратегиями. Одна из них позволила языковому колледжу в Шайелэнде за четыре года подняться в рейтинге от «очень хорошей школы» до «выдающейся». В ноябре 2006 года Тони Блэр назвал образовательный портал этой школы «одной из наиболее удивительных систем информационно-коммуникационных технологий в стране».

Другая связана с Лидсом. В этом городе живет семьсот пятьдесят тысяч жителей. Правительство считает, что в ближайшие десять лет в городе и окрестностях будет создано около 65300 новых рабочих мест и занятость составит около 93 процентов. Экономический рост города напрямую связывают с инвестициями в образование и переподготовку кадров.

У большинства школ города давно были свои компьютерные системы, но используемые технологии часто отличались. И тогда городские образовательные власти решили, что лучше двигаться дальше как город, как одно целое, а не каждой школе по отдельности. У школ не было своих технических специалистов, которые бы управляли всей электронной образовательной средой. Так появилась идея проекта городской обучающей сети (LLN). В прошлом году эта сеть адаптировала инфраструктуру своего образовательного портала к Microsoft Office SharePoint Server 2007 и стала использовать SharePoint Learning Kit, который помогает более эффективно решать проблемы образовательной среды.

Главное, что удалось сделать, - создать быструю оперативную систему обмена идеями и информацией. Она связала 450 школ, библиотек, обучающих городских центров. Учителя теперь могут обмениваться планами уроков, описанием проектов и административными документами. Новая программа позволяет создавать сайты совместной работы. Начался настоящий бум. Было создано более ста таких сайтов различной тематики. Среди наиболее популярных: «Поведение. Проблемы и решения», «Лидерство и развитие учителя», «Математический сайт».

Совместное образовательное пространство дает учителю больше возможностей для индивидуального подхода. Он может подобрать, структурировать ресурсы в зависимости от класса, возраста, возможностей. Ученики имеют доступ к рабочим файлам, своим заданиям в любое время и из любой точки, где есть интернет.

Как считают эксперты, благодаря Сети не только улучшилось качество преподавания и обучения, но и возросла социальная ответственность и сэкономлено немало денег. Во многих школах практически отказались от бумажных документов.

О чем говорили на семинарах?

Как научить школы планировать бюджет для ИКТ. Когда двадцать лет назад в английских школах появились первые компьютеры, так называемую стоимость владения было очень просто сосчитать. Это практически была стоимость самого компьютера. Техническая поддержка и тренинговые курсы шли за счет компаний, чьи машины использовались в школах. Образовательные власти тоже доплачивали пионерам. Теперь ситуация кардинально изменилась. Бюджетные деньги выделяются не только на разного рода компьютеры, в том числе лэптопы и наладонники, интерактивные доски, проекторы, камеры, средства связи, электронное оборудование для кабинетов. Надо платить за программные продукты, техническую поддержку и повышение квалификации. Надо учиться все это просчитывать. Каждой школе. Самостоятельно.

В 1998 году в Англии расходы на ИКТ в начальной школе в среднем составили 3600 фунтов, в средней - 40100 фунтов. За шесть лет, к 2004 году, они выросли практически в четыре раза в начальной школе и в два раза в средней, составляя соответственно 14800 и 88600 фунтов.

Образовательные власти говорят: надо учиться не только считать свои расходы, но и пытаться их снижать. Все более популярным становится терминальный подход. У каждого клиента, их в Англии называют «тонкими», есть свой экран, мышь и клавиатура, и возникает иллюзия, что у тебя свой собственный компьютер. Но на самом деле есть только один суперсильный компьютер - сервер, где у каждого из клиентов свой «тонкий» сегмент.

Второй путь снижения расходов «стоимости владения» - использование открытых или свободных ресурсов. Но как заметила в декабре прошлого года министр финансов Англии Анжела Игл: «Свободные программные продукты не всегда дешевле. В каждом конкретном случае надо считать».

Москва - Лондон - Москва