Принципы управления, которыми руководствуется Гребнева, сформировались за годы работы директором школы. Первыми ее помощниками и наставниками были завучи и учителя с большим стажем. Зинаида Александровна считает, что ей всегда везло на хороших людей - коллег, учеников, родителей. Наверное, поэтому ей никогда не хотелось уйти из профессии. По мнению Зинаиды Гребневой, руководитель любого уровня должен уважать своих подчиненных, уметь принимать их такими, какие они есть, видеть в людях лучшее, поддерживать их во всех полезных начинаниях, уметь показать перспективы. Зинаида Александровна объединяет свои принципы в систему четырех «П»:

1) Понять.

2) Принять.

3) Помочь.

4) Поддержать.

Опыт, умение его осмыслить и проанализировать - первое слагаемое успеха руководителя. Так считает Зинаида Александровна.

Поддержка - второе слагаемое. Согласитесь, ни один руководитель не сможет плодотворно работать, если не будет иметь поддержки коллектива. Так же как ни один коллектив не станет развиваться, гармонично трудиться, если руководитель не сумеет поддержать каждого сотрудника.

Второе высшее образование - третье слагаемое успеха. Хочешь быть современным руководителем - получи соответствующую квалификацию. В 2000 году при поддержке Российской академии повышения квалификации по проекту «Директор сибирского региона» Зинаида Гребнева окончила двухгодичный курс «Основы современного менеджмента» и защитила дипломную работу. За два года объездила многие города Сибири, обменивалась опытом с коллегами.

Что и как?

Проблемы, как известно, бывают разные, но для их решения Зинаида Александровна выработала единый алгоритм. Сначала нужен анализ: что предстоит делать. Затем следует провести планирование и организацию дела: как выполнить задачу. После этого необходим постоянный контроль за ходом выполнения. Наконец, нужен новый анализ: что сделано, чего удалось достичь, какие проблемы остались нерешенными и почему. При этом руководитель должен определиться, какие обязанности ему надо выполнять самому, а какие лягут на подчиненных.

Рефлексия - необходимая часть деятельности любого администратора. Если возникли конфликты с людьми, нужно понять, вызваны ли они объективными причинами или личными качествами сотрудника. Если остались нерешенные проблемы, следует разобраться, почему так получилось. Возможно, финансирование оказалось недостаточным, а возможно, кто-то не сумел провести правильные расчеты.

Для руководителя важны такие личные качества, как организованность, целеустремленность, коммуникативность. Их нужно постоянно развивать. Как? Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Зинаида Александровна признается: всегда мечтала быть учителем. Начав работать в школе, стала быстро продвигаться по служебной лестнице. Когда ей предложили должность директора, не отказалась: была уверена в себе, в том, что справится, и ощущала поддержку коллектива. Учитель, по ее мнению, до тех пор учитель, пока учится сам.

Чего сегодня не хватает руководителю отдела образования, о чем она тоскует?

Об уроках. Не хватает детей, ежедневного общения с ними...

В ногу со временем

Федеральная целевая программа информатизации школ реализуется в районе с 2003 года: создается настоящий компьютерный парк. 75 процентов компьютеров задействованы непосредственно в учебном процессе. Все школы подключены к интернету. Нужно постоянно проверять, как используется оборудование, насколько эффективно школы работают с электронными образовательными ресурсами и Всемирной сетью, становятся ли они гармоничной составляющей образовательного процесса. В 14 школах района есть собственные сайты, но они не должны быть статичны, на них необходимо регулярно помещать новости, информацию о достижениях школы, ссылки на важнейшие сетевые страницы, посвященные образованию.

Есть определенные успехи. Например, гимназия №6 «Горностай» победила в городском конкурсе школьных сайтов. А гимназия №3 стала городской экспериментальной площадкой по информатизации, и на ее базе идет обучение педагогов-предметников района, организуются семинары различных уровней. Гимназия №5 выиграла грант от компании Шлюмберже и купила новый компьютерный класс.

Проблемы есть, и они не сводятся только к деньгам. Средний возраст учителя в районе - 46-48 лет. Конечно, возраст не показатель, но все же если большинство учителей в школе - люди пожилые, внедрять новое оказывается сложно. Педагог, который ведет уроки по старинке, как правило, не торопится что-либо менять. ИКТ, ЭОР ему не нужны.

Молодежь нужно обучать информатике, использованию сетевых ресурсов в педвузах и материально стимулировать эту деятельность. Новая система оплаты труда дает такую возможность. Кстати говоря, очень заинтересованно и активно выступают за компьютеризацию учителя и завучи начальной школы. Это понятно, ведь они работают с детьми, для которых компьютер и интернет «были всегда». Сейчас есть возможность повысить свою квалификацию на курсах в областном Центре информационных технологий по программе «Обучение для будущего» корпорации Intel.

Впрочем, изменение мышления людей продолжает оставаться одной из самых сложных задач модернизации. Живое слово не утеряло своего значения. В сознании учителя должны произойти ломка стереотипа, понимание того, что ему выгодно работать по-новому.

Новосибирск

Около 400 учителей Советского района прошли курсы повышения квалификации по различным программам информатизации образования.

В ходе проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в регионах РФ создаются межшкольные методические центры. В Новосибирской области по системе ИСО обучаются более 2000 человек. Областной Центр информационных технологий распространил по школам 2318 электронных образовательных пособий на компакт-дисках.

Новосибирский областной центр информационных технологий разработал программу создания сайта школы. Достаточно загрузить эту программу - и любая школа, получившая компьютерный класс с доступом в интернет, будет способна создать свою страницу.

По данным областного Центра информационных технологий, лишь около 5 процентов слушателей курсов повышения квалификации по их завершении начинают активно использовать компьютеры и интернет в своей образовательной деятельности. Основные препятствия на пути применения ИКТ:

- недостаток или отсутствие методической помощи;

- отсутствие материального стимулирования;

- возраст.