И мама, и отец Яны Марковой были педагогами, а брат Виталий тренирует футбольную команду. Маркова не только следит за творчеством таких звезд, как Дмитрий Хворостовский и Анастасия Волочкова, но и сама ведет целых три телепередачи на местной телекомпании «Спектр». А еще Яна Витальевна занимается аэробикой, декоративным цветоводством, оздоровительным бегом, в том числе зимним, и коллекционирует ежиков.

Да, как солнце! Непременно! Иначе нельзя. Иначе - зачем?

- Здравствуйте, дети! - говорю я, входя в класс. И улыбаюсь. Лица детей в ответ расцветают радостными улыбками.

Каждый день я общаюсь с маленькими детьми, вижу, как на глазах меняется их внутренний мир, развиваются умственные и творческие способности, формируется отношение к природе, к людям, ко всему миру.

Мне очень повезло: многому меня научила моя мама - самый добрый, умный человек. Она тоже учитель начальных классов. Нет, пожалуй, тоже - это я. Но я стараюсь быть такой, как она. Ведь мама одарила меня своей любовью, и не только материнской, но и огромной любовью к жизни, к детям. Она всегда рядом со мной: и дома, и в школе, и в моих мыслях. Когда поздно ночью я продолжаю работать над конспектами будущих уроков, внеклассных мероприятий или родительских собраний, представляю ее доброе лицо, думаю, как бы мама поступила в данной ситуации, и нам вдвоем всегда удается решить самые сложные проблемы.

А завтра меня ждут уроки: урок математики, урок чтения... Я не могу не признаться в любви к Уроку - красивому, возвышающему душу, открывающему внутренний мир моих дорогих учеников, мудрому, воспитывающему добрые начала, развивающему творческие возможности, формирующему из каждого ребенка самобытную личность... Я хочу, чтобы Урок был всегда ярким - таким, как солнце, живым, добрым, ласковым, теплым. Я хочу посылать детям лучики радости и счастья.

В то же время я боюсь Урока. Боюсь, что он будет серым, однообразным, скучным, неинтересным, что он не достигнет цели и большинство детей не разберется в изучаемом материале, что он доставит ученикам больше неприятностей, чем радостей. Я очень хочу, чтобы таких уроков у меня, у моих детей было как можно меньше. Для этого надо стать мастером-профессионалом.

Как этого достичь? Что для этого нужно? Конечно, любовь - любовь к детям и педагогической деятельности, добрая душа, чуткое сердце и желание посвятить жизнь своим ученикам. Быть - как солнце!

А еще нужно вдохновение, полет, легкость во всем. Не важно, сколько тебе лет, не важно, о чем ты думал пять минут назад. Идя на урок, часто ощущаешь, будто что-то поднимает тебя над землей. Захватывает дух, и ты летишь, забывая обо всем.

Я так счастлива, что на моем пути встретился еще один замечательный волшебник, маг от педагогики - Шалва Александрович Амонашвили. Я была у него на авторском семинаре, а затем и в мастер-классе, который зажег «в душе пылающий костер». «Результат достигается там, где есть союз двух богов: семьи и школы. Оба божества сильные, но если нарушится их союз и один из них вступит во вражду с другим, то оба потеряют свое божественное начало, станут бессильными», - говорил Амонашвили.

Учитель - профессия универсальная. В ней соединяется безграничное множество различных специальностей. Педагог, по определению Станиславского, должен быть прежде всего профессиональным артистом, обладать способностью перевоплощаться, входить в роль, забывая обо всем, кроме сцены и зрителей.

Итак, актер... А еще художник, режиссер, сценарист, постановщик, философ, психолог, методист, психотерапевт, строитель, астроном... Быть разным и одним - просто волшебником, просто учителем.

А еще нужно самому быть счастливым. Обязательно! Ведь счастье, я думаю, это не только везение или дар, но и каждодневная работа над собой. Даже если тяжело, даже если невмоготу, все равно нужно хотя бы просто улыбнуться. И в мире станет одной радостью больше. А через пять минут она помножится на целый класс.

Войди утром в класс и просто скажи: «Здравствуйте, дети!». И улыбнись. Пусть дети тоже улыбнутся.