Работодатели выдвигают к образовательным программам такие требования, как освоение всех необходимых функций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, обучение в процессе деятельности, повышение роли обучения на предприятии, если в учебном заведении нет соответствующих ресурсов. Поэтому необходимо, на мой взгляд, для повышения качества и эффективности обучения создать условия, максимально приближенные к реалиям трудовой деятельности, в учебном заведении, привлекать работодателей к созданию новых мастерских, учебных ресторанов и так далее. Если работодатели будут видеть, что их требования учитываются, они будут охотнее сотрудничать с нашими колледжами.

Считаю необходимым, чтобы по специальностям индустрии питания на базе колледжей была реализована подготовка бакалавров. На первом этапе это возможно в порядке эксперимента, в частности, для нашего колледжа - участника проекта по разработке модульных программ, основанных на компетенциях, на базе профессионального стандарта Федерации рестораторов и отельеров. Думаю, что необходимо поддержать идею создания совместно с социальными партнерами ресурсных центров для индустрии питания. Такие проекты сейчас создаются некоторыми образовательными учреждениями, в частности, колледжем «Царицыно», технологическим колледжем №14. Наш колледж совместно с членами федерации - компаниями «Звезды общепита» и ресторанной компанией «АРПИКОМ» разработал интересный проект создания кулинарной студии и современных технологических лабораторий.

Вопрос по существу

- Почему работодатели, говоря о разработке профессиональных стандартов, говорят о работе с конкретными колледжами, а не с НИИ развития профессионального образования?

- Ответ на этот вопрос можно найти в справке, подготовленной к совместному заседанию коллегий Департамента образования и Департамента потребительского рынка и услуг, где отмечено фактическое невыполнение НИИ поручений Департамента образования:

«Развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса, обновление содержания профессионального образования и повышение его качества в значительной мере сдерживается недостаточной работой Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИРПО) и Учебно-методического центра по профессиональному образованию (УМЦ ПО).

В частности, НИИРПО не разработаны предложения по изменению структуры образовательных программ по 19 профессиям и 11 специальностям сферы потребительского рынка и услуг (что было предусмотрено в пункте 12.1 решения коллегии Департамента образования от 25 января 2006 года). Нет предложений по разработке содержания новых профессий и специальностей, ориентированных на потребности сферы потребительского рынка и услуг (пункт 12.2 того же решения коллегии Департамента образования).

НИИРПО и УМЦ ПО не провели предусмотренный в п.14.1 решения мониторинг качества профессиональной подготовки выпускников колледжей по специальностям и профессиям потребительского рынка и услуг, не подготовлены предложения по организации независимой системы оценки качества профессиональной подготовки и сертификации выпускников колледжей, а также рабочих кадров и специалистов среднего звена, занятых на предприятиях и в организациях сферы потребительского рынка и услуг (пункт 13.2 того же решения коллегии Департамента образования)».