Отвечая на все эти и другие вопросы, можно сказать, что несколько путей для такого перехода московская система образования уже наметила и реализация их уже началась. Во-первых, в нынешнем учебном году введен новый московский базисный учебный план, позволяющий реально учителю-предметнику, учителю информационных технологий и любым учителям, готовым к тесной работе с обеспечением интеграции межпредметных связей, начать такую работу. В каждой из предметных областей фиксируется наличие возможностей интеграции каждого предмета с информационными и коммуникационными технологиями. Важнейший пункт при этом - создание материально-технической базы. Мы совместно со всем образовательным сообществом, и прежде всего с коллективами Школ будущего, пытаемся разобраться с тем, что из тех элементов образовательной среды - инновационных элементов, которые можно увидеть в школе №2030, - может уже быть воссоздано и внедрено в образовательную практику 41 школы, работающей в рамках этого эксперимента. То оборудование, которое приобреталось и приобретается сейчас, действительно позволит создать те или иные элементы современной образовательной среды, при помощи которых можно как раз добиваться и создания активной позиции учащихся, и изменения роли учителя, и превращения педагога в консультанта-советчика, а не только в человека, который чувствует себя единственным источником информации в школе. Такая насыщенная информационная и предметная среда сегодня будет уже создана и в этом пространстве Школ будущего.

Что же будет происходить со всеми остальными школами? Как добиться, чтобы в этой новой среде учитель осуществил переход с учащимися от учения к предоставлению возможностей получения его самообразования, от лидерства учителя к самостоятельной активности ученика. Для того чтобы это произошло, в рамках нашей городской системы повышение квалификации и обучение учителя должно идти в современной среде. Для этого мы будем использовать все те точки и площадки Школ будущего, школы №2030, Музея образования, где эта среда в том или ином виде представлена. Там мы будем обучать наших учителей, которые будут на следующем этапе развивать эту работу.

Для того чтобы добиться применения тех видов оборудования и средств информационных технологий, о которых идет речь, мы хотели бы, чтобы учитель, увидевший не только это оборудование, но и модели, формы учебной деятельности, которые происходят в этой среде, прошедший соответствующие курсы повышения квалификации, мог бы объяснить, что он уже сегодня готов сделать с этим оборудованием, если оно у него появится. Для этого тоже проработан механизм, позволяющий учителю создать свое календарно-тематическое планирование под тот курс, который он в следующем году хочет вести с поддержкой средств информационно-коммуникационных технологий и другого вида оборудования, выложить все это на соответствующем сайте, где отслеживание этих планов ведет городской методический совет. Совет на основе того, что учитель спроектировал изменение содержания образования, создал и показал те модели и формы учебной деятельности, которые будут развиваться в его курсе на следующий год, доказал что ему действительно понадобятся такие-то виды оборудования, принимает решение о том, что такое оборудование нужно ему приобрести. После этого уже можно вкладывать средства для того, чтобы создать для этого учителя или группы учителей те или иные фрагменты образовательной среды, подобные тем, какие есть уже в школе №2030. Такую работу мы проделывали в предыдущие несколько лет с внедрением информационно-коммуникационных технологий в естественно-научное образование, в частности, работая с современным оборудованием, с естественно-научными цифровыми лабораториями. Сегодня уже более 500 школ, в которых есть учителя, проделавшие эту работу и проработавшие новые виды учебной деятельности, после чего там стала видна трансформация содержания образования, есть поурочное планирование, имеют такое оборудование, и можно увидеть, что происходит в такой школе после того, как это оборудование попало в руки таких педагогов. Сегодня мы можем увидеть в школе №2030 и попытку создания активной познавательной творческой деятельности за пределами классных комнат, на открытых пространствах. Ребенок не только под руководством учителя решает конкретную задачу, но и имеет возможность самостоятельно, сколько ему это нужно, наблюдать за процессами и явлениями, проводить свой собственный эксперимент и обсуждать с другими детьми его результаты, высказывать гипотезы и так далее. Например, создавая в школе №2030 фрагмент водной среды, мы специально заботились о том, чтобы учебные материалы, материалы для учителя, сопровождающие эту деятельность, были тоже представлены школой вместе с этой средой. Сегодня уже более десяти школ из числа осуществляющих эксперимент «Школа будущего» изъявили готовность и желание, пройдя обучение и ознакомившись с этим материалом, создавать такие фрагменты образовательной среды в своих учреждениях и сейчас закупают соответствующее оборудование. Например, осваивается оборудование для преподавания географии, приборы для работы с современными геоинформационными системами, которые формируют основные географические понятия и позволяют связать их с локальным контекстом, то есть с местной географией, с которой связана жизнь ребенка. Причем это происходит не только в школе № 2030, но и в других образовательных учреждениях. С помощью современных информационных технологий удается решать задачи наглядности, когда учитель может показать, как уровни космических снимков можно переместить на уровень карты той местности, в которой ты сейчас находишься, как с их помощью можно не только зафиксировать на карте место, в котором ты сейчас находишься, но и с помощью специальных приборов измерить экологию, все это нанести на карту и получить свою собственную географическую систему. Здесь проявляется и активная роль учащегося, и его практическая исследовательская деятельность.

Эта модель в географической области сегодня уже внедрена в десятках школ, и сотни учителей готовы апробировать такие формы работы. Соответствующие цифровые инструменты сегодня готовятся в рамках городской системы повышения квалификации. Мне кажется, что нам важно, выстраивая и проектируя Школу будущего, затевая самые невероятные инновации, все время думать о том, каковы модели передачи в массовую школу того, что себя оправдало, того, что прошло оценку, мониторинг и изучение, как нам нужно работать с учителем в массовой школе, чтобы те или иные элементы он был бы готов внедрять в свою образовательную практику. Это имеет отношение и к процессу информатизации образования, которая переводит на совершенно новый уровень работу учителя в любой предметной области. Например, информационные технологии позволяют сделать такую науку, как геометрия, такой же экспериментальной, как химия, где все элементы визуализации позволяют сформировать у ребенка ощущения того, что можно реально экспериментировать с геометрическими объектами и выставлять гипотезу о каком-то законе или каком-то явлении, проверить ее, доказать или самостоятельно сформулировать свое геометрическое открытие. Нам важно, чтобы наша система повышения квалификации успевала за теми инновациями и модернизациями, которые у нас происходят в самом проекте Школы будущего, выявляла те механизмы, которые позволят осуществить эту трансформацию, этот перенос инноваций в массовую школу.