В свободное время Селюкова занимается бальными и эстрадными танцами со своим мужем, тоже педагогом. Они часто танцуют на сцене. Четырехлетний сын Ларисы Селюковой Саша непременно станет учителем. Выбор сделала за него судьба, ведь он родился в День учителя в педагогической семье.

Задача педагога заключается в создании условий, в которых ребенок может действовать самостоятельно, тем самым формируя учебную самостоятельность. Каковы же эти условия?

1. Содержание учебных предметов должно быть выстроено по принципу формирования теоретических знаний (в частности, возможен дедуктивный ход: от общего к частному). В результате аналитической работы над поставленной учителем проблемной задачей учащийся отделяет область собственного знания от области незнания, формулирует проблему и простраивает в сотрудничестве с другими учащимися варианты ее решения. Затем он начинает проверять полученные модели на практике, определяя работающие и неработающие, преобразуя эти модели до рабочего состояния. Впоследствии учащийся пробует применять эти модели в различных учебных ситуациях, осуществляет самоконтроль, ориентируясь на выведенную модель, и оценку, соотнося достигнутый уровень владения новым способом с имевшимся ранее или определяя границы применения модели.

2. Традиционно контроль и оценка учащихся находятся на полюсе учителя. Мы считаем, что учитель должен дать возможность учащимся сделать это самостоятельно. Простой вопрос: почему учащиеся ошибаются? Да потому, что у них не сформирован механизм контроля. А как же он будет формироваться, если прерогатива осуществления контроля принадлежит учителю?!

Соответственно и школьные отметки должны перестать быть карательным инструментом учителя. Безликие баллы не позволят понять ученику, чего конкретно он не знает. Наиболее эффективная форма оценивания, на наш взгляд, - рецензия (саморецензия, взаиморецензия, внешняя рецензия). В ней ребенок сам фиксирует свои ошибки, анализирует причины их возникновения и намечает пути их устранения.

3. Учебное сотрудничество - еще один из кирпичиков, образующих фундамент учебной самостоятельности. Если учащиеся работают вместе, они быстрее смогут перенять друг у друга наиболее эффективные для них способы познания, решения и т.д. А если при этом позиция учителя - не «давление сверху», а «идущий рядом», то учащиеся без боязни откроют ему свои проблемы в учебном предмете, будут готовы «подставиться» (под рецензию), обнаруживая перед учителем собственное незнание и ошибки. Только в отличие от ситуации, когда исключительное право на оценку принадлежит учителю, учащиеся обнаружат свои проблемы самостоятельно, и не на контрольной или зачете, которые планирует исключительно учитель, а гораздо раньше.

4. Дидактические средства. Осознание недостаточности имеющихся дидактических средств самими учащимися - это уже шаг к становлению учебной самостоятельности, а составление заданий или системы заданий, написание текстов (дидактических сказок, сочинений) - это и есть проявление учебной самостоятельности учащихся. В подростковом возрасте ребятам просто необходимо иметь пространство и ситуацию для самовыражения и самоутверждения. Дидактическое творчество - это одна из форм самовыражения и самоутверждения подростков через становление и предъявление авторской позиции. Дидактическое творчество - это прием, позволяющий учащимся глубже осознать учебный материал, создать собственные механизмы самоконтроля и самооценки, что позволит им впоследствии самостоятельно выходить на постановку новой учебной задачи.

Итак, цель образования - помочь построить ребенку образ я, помочь ему найти себя в различных ситуациях и учебных предметах, «склеить» воедино несколько учебно-предметных образов я.

Эта цель благородна и абсолютно достижима. Достигнув ее, каждый ребенок сможет с гордостью сказать: ОБРАЗОВАН и Я!