Наверное, все это пережитки прежней эпохи. В советское время было принято делать вид, что инвалидов у нас нет вообще. Просто их не было на улицах, не было в школах, не было в институтах. И, видимо, было предпринято все, чтобы замуровать людей дома, изолировать. В СССР приезжали иностранцы и утверждали, что советский народ - самый здоровый, потому что они не встретили на улице ни одного маленького человека и ни одного мальчика в инвалидной коляске. Власти словно стеснялись, но перед кем и почему - не ясно. Теперь идеология в стране изменилась, но вышло так, что люди остались под влиянием старых установок.

У взрослых всегда все сложно. Вопросы обустройства домов и транспорта становятся предметом политических дебатов, люди пишут жалобные письма и пробивают дороги в разные инстанции. А каково детям? И дело даже не в том, что ребенку будет трудно спуститься на первый этаж подъезда, не все же прикованы к коляске. Но стоит выйти с нездоровым мальчиком на улицу, как все родители тут же расхватывают своих чад и растаскивают их по домам. Конечно, зачем же ребенку видеть что-то непривычное. Потом мы вырастаем и не признаем необычное, незнакомое.

Ничего не изменится до тех пор, пока все дети не начнут играть в одной песочнице. Маленьким все равно, пока их не напугают взрослые. Почему бы не расти всем дружно в одном дворе? Тогда однажды к маме придет дочь и скажет: «Мама, ты знаешь, а Саша не может ходить даже в садик, он не сможет там подняться по лесенке, а Саша - мой лучший друг», - и вопрос заинтересует всех, а не только отдельные семьи. То, что невозможно сделать в одиночку, всегда удастся общими усилиями...

Случается и так, что ребенок болен настолько, что просто не способен ужиться с другими детьми. Но всем давно известно, что невозможного нет; каждый может чего-то добиться, и каждого человека можно чему-то научить. И самое главное - научить этих детей самостоятельности, сделать их востребованными; после этого они уже смогли бы влиться в общество. Известны многие случаи, когда люди, на которых практически поставили крест еще в детстве, многого достигали в жизни. Стоит вспомнить только профессора Александра Суворова, который с детства остался слепоглухим.

Нужна поддержка сверху, нужны школы и нужны средства на реализацию адаптационных и интеграционных программ. И конечно же, необходимо, чтобы занимающиеся этими проблемами люди любили свое дело и видели перед собой конкретные цели.

К счастью, в обществе еще есть инициативные люди, готовые полностью отдаться интересующей их проблеме. В Дубне таким человеком стала Людмила Сеннер, старший преподаватель кафедры социальной работы Международного университета природы, общества и человека.

По инициативе Людмилы Андреевны в городе реализуются проекты по интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. В прошлом разработчик программ интеграционных лагерей «Диалог», «Спартанские игры», проектов «Выживем вместе», «Дети - детям», программы «Мое будущее без насилия», создатель модели школы для детей с особенностями развития «Возможность» в Дубне, инициатор проведения и организатор I Международной конференции по реабилитации детей с особыми нуждами («Rehabilitation children with special needs») под эгидой ООН, в последние годы она отдала себя проекту «Карусель творцов», направленному на совместное творчество детей из неблагополучных семей, детей с ограниченными возможностями и детей, условно здоровых. Сейчас руководители проекта подают заявку на конкурс социальных проектов. Первая репетиция прошла на ура в здании Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

- В этом и заключается феномен детства: дети смотрят в души друг другу и не замечают разницы в физическом развитии, не дифференцируют ее, - считает Людмила Андреевна. - Все дети могут комфортно существовать и действовать вместе, сообща. Нужно просто прикладывать серьезные усилия, чтобы достичь этого, сплотить ребят.

Два проекта кафедры социальной работы университета «Дубна» - «Досуговый автобус» и «Карусель творцов» - участвовали во Всероссийском конкурсе социальных проектов интеграции в общество молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. На областном этапе было 30 участников. Дубна представила проекты в трех номинациях конкурса (всего их было четыре). Результат - два первых и одно второе место!

В номинации «Социальная адаптация и интеграция в общество подростков с девиантным поведением» первое место заняла программа «Взгляни на небо», представленная городским Управлением народного образования администрации города. Достоинства программы заключаются в ее социально-педагогической направленности, ориентире на формирование духовно-нравственных отношений у подростков группы риска в условиях учреждения дополнительного образования. Программа предусматривает тематические семинары, дискуссии, беседы, ролевые игры, тренинги поведения, личностные тренинги, «мозговые штурмы», «круглые столы», экскурсии, просмотр фильмов. Групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые тренинги проводились и с педагогами, и с подростками, и с их родителями.

Первое место в номинации «Интеграция в общество детей-инвалидов» занял проект «Карусель творцов». В номинации «Развитие социально-педагогической поддержки детей и семей группы риска» второе место занял проект «Досуговый автобус для детей, оставшихся без присмотра родителей», разработанный под руководством Сеннер тогдашней студенткой пятого курса кафедры социальной работы университета «Дубна», сотрудницей реабилитационного центра «Рождественский» Айгуль Энтентеевой.

В Дубне благодаря столь пристальному вниманию к этой деятельности создана мобильная группа из студентов-волонтеров, курсирующая в летнее время и во время детских каникул по дворам и крупным детским площадкам города. Эта работа направлена на организацию досуга детей, привлечение их к участию в игровых, культурно-массовых мероприятиях, проведение в игровых ситуациях социологических исследований, психологических занятий и тренингов, организованных социологами и психологами.

Проект «Карусель творцов» призван развить творческие способности детей с ограниченными возможностями. В заключительном этапе апробации этой уникальной методики приняли участие более 80 детей. Результат превзошел все ожидания. В режиме реального времени за 3 часа маленькие творцы создали архитектурный макет «Город, в котором мы живем», сочинили балладу о нем под аккомпанемент самодельных инструментов. Проект показал, как важно для них, общаясь со сверстниками, сознавать свою равноправную значимость в окружающем мире.

По задумке Людмилы Сеннер дети в течение трех часов должны были построить маленький город Счастья. На территории международного университета природы, общества и человека «Дубна» в аудиториях появились специальные мастерские. Где-то ребята сочиняли песни, где-то из подручных материалов строили маленькие кварталы будущего города, а где-то, конечно, и отдыхали. Детей с самого начала разделили на группы. В каждой группе были дети всех трех категорий, в мастерских с ними работали заранее подготовленные студенты университета. В конце все квартальчики собрали в один город, дети исполнили небольшие номера и показали, что такое настоящий город Счастья, город дружбы и любви.

Когда дела идут в гору, начинает казаться, что все отлично и все достигается легко. Но в решении подобных проблем трудности встречаются на каждом шагу. Порой у Людмилы Андреевны просто не было площади, чтобы заниматься сразу со всеми больными детьми. Приходилось ездить по домам и работать с каждым ребенком индивидуально или создавать классы по 2-3 человека. Средства на проведение «Карусели творцов» выделил «Мамин клуб» Дубны, площадь предоставил университет. В университете природы, общества и человека сделано все для удобства перемещения людей с ограниченными возможностями: в здании продуманы все нюансы «беспороговой архитектуры».

Жаль только, что редкий человек возьмется за подобное дело из волонтерских соображений. Чаще всего инициаторами подобных действий выступают люди, которые на личном опыте столкнулись с проблемой инвалидности среди детей. Так, улучшение условий жизни инвалидов в США начались в 60-е годы прошлого века. Считается, это связано с тем, что у президента Джона Кеннеди в семье был человек с синдромом Дауна, он этого не пытался скрыть, тем самым привлек к проблеме внимание общества. На сегодняшний день на Западе созданы все условия, чтобы каждый человек мог жить самостоятельно и комфортно, работать и нести ответственность. Не хочется, чтобы у нас подобные резкие изменения начались только в том случае, если у какого-нибудь высокопоставленного гражданина в семье будет такая проблема.

В подмосковной Дубне маленькие дети за три часа успели построить свой город Счастья и показать всем, что они могут действовать сообща, могут действительно все, и вряд ли им что-то может помешать, когда все трудятся в одной команде. Так почему же взрослые люди не могут последовать примеру детей и так же, действуя командами, один за другим возводить города счастья по всей стране, чтобы каждый мог жить, а не выживать, чтобы каждому было легко и чтобы у каждого ребенка было детство, светлое и яркое. Ученые показали, что все реально и дело остается за желанием.

Сегодня студенты кафедры социальной работы территории международного университета природы, общества и человека «Дубна» не оставляют идеи «Карусели творцов» в стороне, они придумывают собственные программы, с упоением выстраивают свои модели будущего. Удобного для каждого живущего на Земле, такого, чтобы никто в уже самом близком грядущем не чувствовал себя не нужным обществу.

Дубна