Определяя перспективы развития системы психолого-педагогической и социально-педагогической работы, стоит отметить необходимость дальнейшего ее совершенствования и проработки существующей структуры службы социальной педагогики и практической психологии в системе образования Красногорского района.

Несмотря на качественную перестройку и улучшение, есть ряд первоочередных вопросов, подлежащих дальнейшему изучению. К примеру, с целью улучшения системы ранней идентификации факторов социального риска среди несовершеннолетних, интенсификации профилактических мероприятий в семьях разных категорий социального риска требуется апробировать и внедрить компьютерную базу данных, предложить образовательным учреждениям Красногорского района концептуально обоснованные модели оказания практической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, и, наконец, объединить и систематизировать всю имеющуюся нормативно-правовую, функциональную, отчетно-бланочную документацию социального педагога и педагога-психолога образовательного учреждения.

Недостаток финансирования системы дополнительного образования и, в частности, службы практической психологии и социальной педагогики сказывается на нехватке методической литературы, диагностических и коррекционных программ, развивающих игр для детей и подростков. Одна из главнейших задач, которая при этом встает перед методической службой, - способствовать улучшению материально-технической, информационной, диагностической и коррекционной базы в образовательных учреждениях района. Несмотря на вышесказанное, для дальнейшего развития системы оказания практической диагностико-коррекционной помощи детям и подросткам сделано уже немало. На территории района действует ряд программ районного масштаба.

Программа «Социальный скрининг обучающихся Красногорского района» реализуется с 2004 года. Благодаря ей в большинстве образовательных учреждений отработаны механизмы ранней идентификации подростков с проблемами в развитии, нуждающихся в оказании индивидуальной помощи, организована система ежегодного мониторинга ряда факторов социального риска, проводится проблемный анализ изменения этих факторов. Профилактическая работа основана не на эмпирическом подборе разрозненных мероприятий, а осуществляется на основе учета динамики изменения факторов социального риска среди несовершеннолетних. В ходе реализации программных мероприятий большое внимание уделяется самосовершенствованию теоретических знаний и практических навыков социальных педагогов и педагогов-психологов системы образования Красногорского района. Так, силами центра «Созвездие» и центра повышения квалификации и переподготовки специалистов Российского нового университета разработана и внедрена в педагогическую практику система постоянного самосовершенствования педагогов. Краткосрочные курсы повышения квалификации и семинары всегда имеют практическую направленность. Социальные педагоги обучаются по программе комплексного социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Теперь в 22 из 26 образовательных учреждений Красногорского района есть адаптированные под свое образовательное учреждение программы комплексного подхода к решению вопросов профилактической и личностно-ориентированной диагностической и коррекционной работы.

В 2007-2008 учебном году началась экспериментальная апробация компьютерной программы по статистическому учету детей и семей «группы риска». Надеемся, что она поможет уменьшить затраты времени на статистическую обработку результатов социального скрининга, сведет данные на всех учащихся в общую базу. Разрабатывается единая отчетно-бланочная, нормативно-правовая и функциональная документация социальных педагогов и педагогов-психологов системы образования Красногорского района. Также в рамках программы осуществляется методическое сопровождение начинающих социальных педагогов и педагогов-психологов.

Комплексное социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, которым занимаются в районе с 2004 года, позволяет отметить, что создана прочная система обратной взаимосвязи ведомств системы профилактики правонарушений и безнадзорности, способная на саморазвитие и личностно-ориентированный подход к детям, нуждающимся в социально-педагогической и психологической помощи.

Уставной задачей центра «Созвездие» стало проведение на базе образовательных учреждений Красногорского района диагностической, коррекционной и просветительской работы с детьми, нуждающимися в психолого-медико-социальном сопровождении. Здесь есть профконсультирование, индивидуальная и групповая психокоррекционная работа (профилактика школьной дезадаптации, снижения мотивации в обучении, коррекция деструктивных форм поведения, профилактика семейного неблагополучия, превентивно-кризисная психология и организация работы телефонной и интернет-линии психологической помощи). Социальные педагоги центра занимаются вопросами помощи детям с нарушением процесса социализации, проведением социологических исследований, лекций и профилактических акций, реализацией Закона Московской области «О патронате», укреплением детско-родительских отношений в социально неблагополучных и социально уязвимых семьях. Учителя-логопеды и дефектологи центра осуществляют диагностическую и коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, осуществляют сопровождение обучающихся с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Благодаря налаженной взаимосвязи центра, образовательных учреждений и высших учебных заведений в вопросах организации методической поддержки учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Красногорского района с 2005 года началась разработка и апробация программы научно-методического сопровождения деятельности экспериментальной пилотной площадки по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с чертами девиантного и деликвентного поведения.

В ряде образовательных учреждений не первый год реализуются программы комплексного решения вопроса пропаганды здорового образа жизни и профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Работа школьных волонтерских движений позволяет ежегодно проводить ряд районных профилактических мероприятий. Особый интерес представляют научно-практические конференции «Современные проблемы молодежи», «Молодежь выбирает жизнь», которые проводятся уже практически во всех образовательных учреждениях района, большого внимания заслуживают ежегодные конкурсы детских рисунков, плакатов и проспектов по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Учителя информатики и вычислительной техники во главе с Галиной Пимкиной в течение трех лет проводят научно-практические конференции с защитой творческих проектов учащихся «Мы за здоровый образ жизни», в которых участвуют представители всех общеобразовательных учреждений района. В ряде школ реализуются программы «Школа полного дня», что позволяет не только сохранять, но и улучшать соматическое и психическое здоровье детей, стимулировать их личностный рост. Все образовательные учреждения активно апробируют и внедряют здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс.

Уже традиционными стали в образовательных учреждениях Красногорского района семинары, «круглые столы» и мастер-классы по воспитательной, социально-педагогической и психологической работе, в которых принимают участие педагоги Подмосковья. Разработана система постоянного повышения уровня квалификации классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и заместителей директоров по воспитательной работе.

С 2005 года специалисты центра «Созвездие» активно включились в систему школьных родительских собраний, заседаний педагогических советов с целью проведения просветительской и профилактической работы. На территории Красногорского района работают «Педагогическая гостиная» и «Родительский клуб». Работа вышеуказанных объединений позволила интенсифицировать просветительскую и профилактическую работу с родительской общественностью и оказать практическую помощь педагогам образовательных учреждений в улучшении основ социально-педагогических и психологических знаний, основ возрастной психологии.

За последние годы резко возросло количество детских добровольных объединений, клубов, спортивных секций и учреждений системы дополнительного образования. Только с 2004 года администрацией Красногорского муниципального района было открыто 3 учреждения дополнительного образования детей. Это центр «Досуг», «Молодежный центр» и «Созвездие».

Активно внедряется система ранней трудовой адаптации детей, совместно с Центром занятости населения Красногорска осуществляется работа по привлечению детей к работе в школьных трудовых бригадах, обсуждаются вопросы создания оздоровительных лагерей для детей девиантного и деликвентного поведения. Начата экспериментальная работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс деятельности дворовых команд по мини-футболу как способ профилактики девиантного и деликвентного поведения.

С 2003 года региональное методическое объединение педагогов-психологов и социальных педагогов Красногорского района апробирует и внедряет в образовательный процесс приемы инновационного подхода к работе с детьми и семьями «группы риска». Выпущен ряд методических пособий и сборников по обобщению социально-педагогического и психологического опыта. Ведь хорошими находками, предотвращающими разрушение детских судеб, хочется делиться как можно с большим количеством взрослых.

Сергей СЮРИН, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие»,

руководитель регионального методического объединения социальных педагогов, Красногорск