сихическое развитие ребенка обуславливается сложным комплексом внутренних и внешних факторов. Поэтому невозможно прогнозировать, насколько успешно сложится обучение ребенка в лицее, его учебная деятельность. В связи с этим специалисты лицея оказывают психолого-педагогическую поддержку и помощь ребятам.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития лицеистов служит сохранение и укрепление здоровья детей. А это подразумевает формирование установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, школьного и дорожного травматизма.

Желая обеспечить ребенку наиболее комфортные условия пребывания в лицее и сформировать его адекватную самооценку, в лицее определили задачи, которые необходимо решить в первую очередь. Важно своевременно выявить трудности в развитии школьника и определить условия их преодоления, помочь растущему человечку преодолеть затруднения в учебе, определиться с выбором профессии, научить ладить с людьми.

О том, что ребенку нужна помощь более мудрого человека с его опытом и авторитетом, в лицее поняли из детских писем. Установив в библиотеке два почтовых ящичка - один для вопросов, другой для ответов, взрослые получили колоссальную обратную связь. И поняли, с этим шквалом серьезных психологических вопросов надо что-то делать.

В лицее психолого-педагогическое сопровождение подразумевает профилактику, диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу, психологическое просвещение. Здесь стараются сформировать психологическую культуру, развить психолого-педагогическую компетентность лицеистов, педагогов, родителей. Ведь мамам и папам тоже следует соблюдать свои заповеди поведения и научиться жить без нервотрепки, поучений, несправедливых обвинений и необдуманных запретов, ведущих к взаимным обидам.

Лицей поддерживает тесные связи с детским садом, осуществляя таким образом преемственность и проводя диагностику развития детей выпускной группы, выявляя, насколько велика готовность к школе каждого из дошколят.

В начальной школе в течение первого года обучения психологи лицея и дошкольного учреждения отслеживают результаты адаптации девчушек и мальчишек и совместно проводят коррекционные занятия. С целью повышения заинтересованности школьников в учебной деятельности, развития познавательной и учебной мотивации, развития самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и «умения учиться», развития творческих способностей в лицее создана авторская программа «Практическая психология в начальной школе». Психолог еженедельно проводит тематические занятия в 1-4-х классах в соответствии с содержанием программы. Дети с нетерпением ожидают этих встреч, занятия проводятся с элементами тренингов, игры, сказкотерапии, искусствотерапии, применяются психогимнастика и психомышечная релаксация.

Чувствуя поддержку психолога, логопеда, социального педагога, выпускник 4-го класса переходит в 5-й. С целью привыкания к новым условиям обучения психологом лицея проводятся занятия по программе «Адаптация учащихся 5-х классов». Программа содержит цикл из 12 занятий, во время которых ребята учатся вести диалог, выражать чувства рисунком, дискутировать, не боясь со своим мнением затеряться в группе, беседовать на равных, с уважением выслушивая друг друга. Развивающие игры всесторонне обсуждаются, приводя пострелят к пониманию, какой кирпичик благодаря этим упражнениям оказался в основе строительства их формирующейся личности. С упоением выполняют егозята и психодиагностические задания.

У подростков проблем миллион. Одноклассница томно вздыхает, оказывая мальчонке явные знаки внимания, а у того сердце молчит, и ее повышенный к нему интерес удручает, а порой и злит. Родители, уверенные, что вырос - значит поумнел, перестали уделять столько же внимания, как раньше, не обнимут, не приголубят, а этой их нежности порой так не хватает! Выбор будущего жизненного пути приводит в замешательство. Не всегда удается блеснуть на уроке знаниями, а провалы как-то особенно остро расстраивают, порождая мысль: может, я неудачник? Все эти сигналы бедствия требуют немедленного вмешательства.

В лицее проводятся тематические беседы о возможных внутренних конфликтах и о том, как их избежать или преодолеть. Детей и взрослых обучают различным способам снятия эмоциональной напряженности, предотвращая таким образом стрессогенные ситуации. Старшеклассникам по душе тренинговые занятия по выработке и принятию решений в сложных ситуациях, по формированию самоконтроля в поведении учащихся, толерантности, подразумевающей взаимотерпимость. И все лицеисты любят веселые акции, приуроченные ко дню здоровья, ко дню без табака, марафону по профилактике наркотической зависимости.

Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников лицея, их интересов и склонностей.

Начиная с седьмого класса ведется предпрофильная подготовка и оказывается помощь в выборе профильного класса. С этой целью заполняются диагностические профкарты, результаты которых учитываются при определении лицеистов в классы: физико-математического, гуманитарного, естественно-научного направлений. В 8-9-х классах ведется элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия», где рассматриваются вопросы ориентации и профессионального самоопределения, поддержки в решении экзистенциальных проблем. Таких, как самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности. Важна также поддержка в развитии способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности, профилактики девиантного поведения, наркозависимости.

Для реализации целостного, личностного развития учащихся в лицее объединены усилия не только социально-психолого-педагогических направлений, но и духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

В стенах лицея №24 проводится систематическая работа по этому направлению. Она нацелена в первую очередь на преодоление детской нетерпимости, агрессивности, на сплочение детских групп на основе высоких духовных идеалов, на привитие любви к Родине, на воспитание таких качеств личности, как честность, доброта, уважение, милосердие, готовность защитить слабого и преодолеть трудности.

Воспитательные традиции коллектив связывает с формированием у юношества чувств любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству. Все это составляет фундамент становления всесторонне развитой личности.

Школьный музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза Александра Корявина стал центром консолидации педагогических и ученических коллективов, Советов ветеранов, командования воинской части и церкви по формированию приверженности к важнейшим духовным ценностям. На базе музея проводятся беседы, экскурсии, уроки мужества, диспуты, патриотические игры и конкурсы.

Очень важна совместная работа лицея с настоятелем Кресто-Воздвиженского храма отцом Андреем Крашенинниковым и студентами духовной академии и семинарии в подготовке и проведении православных бесед, классных часов, театрализованных представлений, посвященных духовным праздникам. В течение нескольких лет в лицее проводятся областные рождественские образовательные чтения.

Внутреннее состояние ребенка порой схоже с бедствием мирового масштаба, и взрослые должны научить несмышленыша суметь погасить костер внутри себя, не дав пламени выжечь его душу дотла.

Татьяна БЛИНОВА, психолог лицея №24, Василий РОГОЖА, директор лицея №24

Сергиев Посад-6