За годы существования психолого-педагогического, а с 2004 года психологического факультета в Коломенском институте сложился интересный опыт подготовки студентов, обучающихся для профессиональной деятельности в различных учреждениях образовательного пространства.

С самых первых дней становления службы в профессиональной среде появился термин «психолого-педагогическое сопровождение», который удачно отражает роль и место психолога в современном образовании. Слово «сопровождать» означает «следовать рядом, вести в определенном направлении, сопутствовать чему-либо». Это деятельность специалиста, направленная на формирование и организацию позитивной социальной ситуации развития людей в образовательных учреждениях разного типа и вида, содействие личностному, социальному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения на каждом возрастном этапе, формированию способности к самовоспитанию и саморазвитию, подготовке и созданию условий для преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования, профилактике нарушений развития и коррекции отклонений в развитии и поведении.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением человека в системе принятых в данном обществе социальных отношений. Жизнь человека на каждом этапе наполнена особыми способами познания окружающего мира, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, системой прав и обязанностей, ведущей деятельностью, в максимальной степени способствующей развитию именно на данном этапе онтогенеза. Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению и направлена на создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное проживание человеком каждого возрастного периода и реализацию позитивных тенденций его личности. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания реализуется в основных направлениях деятельности психолога - просвещение, консультирование, коррекция и развитие. При этом психолог работает не только с обучающимися, но и оказывает психологическую помощь, проводит работу по просвещению и консультированию с педагогическим коллективом и родителями.

Психологи проводят психологическое изучение детей, подростков и юношей с целью определения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода воспитания и обучения, для обеспечения полноценного развития, раннего выявления и профилактики возможных отклонений в развитии и поведении. На основе получаемых данных накапливает свой банк. Психологи консультируют воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по вопросам обучения, воспитания, развития детей. Они помогают решению профессиональных проблем воспитателей, учителей, администрации. Решают вопросы психологической безопасности образовательной среды. А также осуществляют экспертную оценку учебно-воспитательных и иных программ и систем с точки зрения ее соответствия как возрастным особенностям ребенка, так и возможности обеспечить условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и подростков.

В последние годы актуальным направлением деятельности педагога-психолога стало участие в психологическом сопровождении предпрофильного и профильного обучения, осуществлении психолого-педагогического проектирования образовательных программ с целью соотнесения их содержания и способов усвоения с интеллектуальными и личностными возможностями, с перспективами их профессионального и жизненного самоопределения. Особую актуальность приобрела деятельность психолога по профилактике отклоняющегося и зависимого поведения, вредных привычек.

В деятельности, которую осуществляет педагог-психолог, переплетаются множество задач и направлений, требующих решения не только актуальных задач, направленных на преодоление злободневных проблем, но и заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка.

Таким образом, круг задач, рассматриваемых психологом, широк и многообразен. Качество решения этих задач зависит во многом от его профессиональной подготовки. Высокий профессиональный уровень психолога включает фундаментальную подготовку по психологии, безупречное владение диагностическим инструментарием, разнообразными психологическими техниками, приемами и способами проведения различных видов психологического исследования. Чрезвычайно высокие требования предъявляются и к личности педагога-психолога, который должен обладать широкой профессиональной и общечеловеческой эрудицией, духовно-нравственными и волевыми качествами, трепетно любить свою профессию и постоянно стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

Процесс подготовки педагога-психолога в КГПИ, осуществляемой в соответствии с указанными требованиями к его деятельности, побудил коллектив преподавателей найти оптимальное сочетание теоретического обучения с различными видами практической и научной деятельности студента. Здесь ребята активно участвуют в традиционных научно-практических всероссийских конференциях «Практическая психология образования: проблемы и перспективы», «Экология духа», «Психология притеснения», которые ежегодно проводит факультет психологии. Студенты занимаются подготовкой и публикацией статей по материалам прикладных исследований в студенческих сборниках научных работ; в соавторстве с преподавателями в научных журналах и сборниках. Они пишут курсовые и выпускные по проблематике, актуальной для конкретного образовательного учреждения, с разработкой методических рекомендаций для педколлектива и родителей, коррекционно-развивающих программ для детей и подростков. Сами разрабатывают методические материалы, готовят презентации для проведения занятий по психологии в 3-11-х классах. Обязательно участвуют во внутрифакультетских, внутривузовских олимпиадах по психологии. И на факультете проводятся мониторинговые психологические исследования личности студента педагогического вуза.

Студенты участвуют в волонтерской работе по оказанию психологической помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также инвалидам, детям, страдающим психосоматическими заболеваниями. И работают с детьми группы риска.

Студенты IV и V курсов принимают активное участие в психологическом сопровождении профильного обучения, ведут просветительскую и развивающую работу с различными категориями детей и подростков. На факультете действуют клуб библиотерапии, английский театр, постоянно работает теоретический семинар, на котором обсуждаются актуальные проблемы психологии. Усиление практической составляющей в подготовке к профессиональной деятельности способствует, как показал наш опыт, более успешной профессиональной социализации педагога-психолога. Получаемые теоретические знания успешнее трансформируются в профессиональные умения и способствуют формированию профессионального самосознания, ответственности значительно раньше. Практическая деятельность в различных центрах, проведение исследований способствуют формированию личностных профессиональных качеств, направленности на профессиональное развитие и индивидуальную траекторию личностного роста. Большую роль в профессиональном становлении, расширении профессиональных интересов, повышении психолого-педагогической культуры и методологической подготовки играет участие студентов в работе Ассоциации студентов-психологов и молодых ученых, проходящей на базе МГУ.

Практически ориентированная парадигма при высоком уровне теоретической и фундаментальной подготовки дополняется тщательной разработкой содержания психологических практик, которые призваны решать задачи подготовки будущих специалистов на разных этапах обучения в вузе. Достижения коллектива психологического факультета в этом направлении признаны профессиональным сообществом, о чем свидетельствует тот факт, что на базе нашего факультета состоялось выездное заседание секции «Организация психологических и социально-педагогических практик» в рамках II Всероссийского съезда Федерации психологов образования России. Опыт факультета психологии Коломенского института по организации практик студентов обобщен в учебно-методическом пособии.

В 2004 году на базе факультета был создан Центр практической психологии, что позволило расширить учебно-методическую базу факультета, способствовало повышению уровня подготовки и совершенствованию практических навыков психологического консультирования, диагностики и психологической коррекции у студентов психологического факультета КГПИ.

Центр стал эффективной площадкой для осуществления консультативной психологической помощи всем в ней нуждающимся студентам и сотрудникам вуза. Он обеспечивает выполнение определенного объема научной работы, в том числе разработки и внедрения региональных научных программ по сохранению и укреплению психического здоровья граждан, в первую очередь молодежи, на основе изучения актуальных проблем психогигиенического плана.

В настоящее время в той или иной степени с работой центра связано выполнение четырех научных программ, в реализации которых наряду с преподавателями активное участие принимают студенты.

Центр активно поддерживает плодотворные связи с различными научными, образовательными и коррекционными учреждениями, с молодежными организациями города и региона. Особенно в рамках антинаркотических и других психогигиенических программ, в том числе работы, направленные на предупреждение распространения среди студенческой молодежи вредных привычек.

Качество подготовки во многом определяется и разрабатываемой на факультете концепцией духовного развития человека, а также проводимыми на базе факультета исследованиями смысложизненных ориентаций, духовно-нравственных качеств субъектов образовательного процесса. Опыт работы по стимулированию духовного развития студентов обобщен в монографиях «Духовный рост личности», «Психология духовности: теоретические и эмпирические аспекты исследования». В последние годы на факультете активно разрабатываются вопросы, связанные с подготовкой студентов к профессиональному руководству психологической службой в масштабах города, региона. Это требует от педагога-психолога не только отличной профессиональной подготовки, но высокого уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, хорошего знания психологии менеджмента, прогностических способностей.

Гуманистически ориентированная образовательная среда факультета, единство всех субъектов образовательного процесса являются важным условием успешной подготовки в КГПИ.

Ирина ИЛЬИЧЕВА, декан психологического факультета Коломенского государственного пединститута