В этом же году вверенное ей учебное заведение со столетней историей земской школы вошло в состав регионального эксперимента по теме «Через гуманитаризацию образования к возрождению духовности». Своими отличительными чертами как педагога Галина Азжеурова считает добросовестность, открытость, доброжелательность. Добавим - неумение сидеть на месте. Галина Алексеевна ежегодно организует и проводит с детьми фольклорно-диалектологические экспедиции.

Мы, к сожалению, живем в сложном и противоречивом мире, где порой безжалостно относятся не только к людям, но и к слову. Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм. За фамильярной развязностью тона часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к Отечеству.

Ушло или ослабло представление об изначальной сакральной природе слова. Ведь ставшее у нас почти житейской поговоркой «В начале было Слово» в Евангельском послании означает: «... И Слово было у Бога, и Слово было Бог». Недаром в большей или меньшей мере высокий священный смысл Слова закреплялся в нашей истории: и в жизни духа («Слово о законе и благодати»), и в молении о милости («Слово Даниила Заточника»), и в ратоборстве («Слово о полку Игореве»).

К тому же именно в слове объединились собственно язык и литература. Не случайно одна из главных проблем, над которой я работаю, - культура речи в современной школе.

Пытаюсь следовать оригинальной концепции Н.М.Шанского, предложившего программу создания единого курса словесности. Познание литературы в этом курсе сопрягается с формированием языковой культуры, эстетического чутья и литературоведческой и лингвистической компетенции. Правда, здесь есть опасность утратить специфику интегрируемых курсов. Особенно велика она для литературы как учебной дисциплины, предполагающей глубокое проникновение в духовное содержание произведения слова на основе овладения специфическими методами художественного познания. Тут уже необходимы и большая эрудиция учителя, и величайшее чувство такта, чтобы плодотворно формировать у школьников филологический взгляд на художественный текст, раскрывать эстетическую функцию языка, осознавать языковые истоки образности и выразительности художественного текста.

И еще. Пятнадцатилетний опыт моей работы убеждает в том, что недопустимо какое бы то ни было насилие над литературой ради самых распрекрасных воспитательных целей. Литература сама совершает великую работу воспитания, надо только не мешать ей, а помогать. Для этого важно пробуждать с малых лет любовь к слову, к искусству, к человеку.

Мне интересно ломать голову со своими учениками над тем, почему в «Преступлении и наказании» Раскольников рассказывает Соне именно этот библейский сюжет, а не другой. Над тем, «Тихий Дон» М.Шолохова - это роман о «красной правде» или же о вечной правде?

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой.

Почему «живые сны»? Что такое «живые сны»? Что Пушкин говорит нам этим образом?

В письме к поэту Н.И.Гнедичу, который перевел на русский язык «Илиаду» Гомера (для чего ему пришлось потратить многие годы), Пушкин написал: «Вы возмужали в храме Гомеровском».

Радостью наполняется мое сердце, когда я вижу, что мои воспитанники постепенно, исподволь мужают в храме словесности, как они выносят из общения с писателем, поэтом что-то свое, им самим понятное и ими прочувствованное. Великую книгу они переживают как духовное событие, собирают воедино впечатления от нее, заряжаются ее смыслом и поэзией.

Я поощряю в своих воспитанниках эстетическое, творческое начало. Они пишут стихи, рассказы, эссе, рецензии, критические статьи, участвуют в районных и областных творческих конкурсах.

«Просветить - не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь...».

Эта формула просвещения, которую мы находим в письме Н.В.Гоголя В.А.Жуковскому, - и моя формула, концентрированно выражающая суть моей педагогической философии.