Для ребят была подготовлена большая программа: экскурсия по университету, спектакль, роскошный обед и чаепитие в лучшей университетской столовой. Впечатляли подарки: огромные стопки книг, в том числе словарей, справочников, энциклопедий. Ребята с большим удовольствием посмотрели спектакль в Доме культуры МГУ, тоже специально подготовленный для них.

Может быть, не каждый ребенок осознал значимость происходящего, а ведь с ними встречались ведущие ученые лучшего российского университета. Многие из ребят вполне серьезно оценивали свои перспективы: кто-то, пока еще не окончивший и пятый, уже говорил о том, что хотел бы стать, как Садовничий, выпускником механико-математического факультета, кто-то мечтал: «А я пойду в физики!», кто-то заинтересованно расспрашивал, чем занимаются биологи и географы, получающие диплом МГУ, где работают и какую зарплату получают. Можно со смешком отнестись к таким разговорам, но на самом деле за ними стоит дело государственной важности.

Эта важность особо проявилась во время встречи Садовничего с руководителями 10 детских домов и интернатов, которые привезли ребят и имели возможность для серьезного разговора с ректором в то время, пока дети смотрели спектакль и обедали.

Виктор Антонович весьма подробно рассказывал об учебной и научной работе факультетов и подразделений МГУ, о том, какое ведется нынче строительство для университета в рамках модернизации университетского образования, о социальной защите и поддержке, которую оказывают вузу Правительство РФ и правительство Москвы. Поистине хитом в этом рассказе стало сообщение, что в конце 2007 года стотысячный малыш появился у сотрудника МГУ, проживавшего в маленькой комнатке вузовского общежития и нынче получившего от города просторную четырехкомнатную квартиру.

Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то тут тоже выяснилось много замечательных подробностей. Оказывается, объединенный профсоюзный комитет МГУ и Союз студентов университета опекают 20 детских домов. Студенты и преподаватели часто посещают сирот, привозят им подарки, дают концерты, ведут большую шефскую работу. Да и сам Садовничий, признавшийся, что рос в бедной крестьянской семье, держит заботу о сиротах и детях из малоимущих семей, что называется, под личным контролем.

Одним из важнейших вопросов, которые задавал ректор МГУ руководителям детских домов и приютов, был такой: как обеспечены сироты, как одеты, как питаются, в каких условиях живут. Откровением для академика стали ответы: государство делает все, чтобы дети не знали нужды. И Москва, и Московская область имеют свои программы поддержки сирот, для этого выделяются немалые бюджетные суммы, а кроме того, привлекаются деньги спонсоров. Практикой стали экскурсионные поездки для детей по России, в ближнее и даже дальнее зарубежье, участие в различных праздниках и интересных мероприятиях, посещение театров. Поэтому никто из участников встречи денег у ректора вуза не просил. Даже намека не было на то, что какие-то проблемы могут быть решены с помощью такого влиятельного спонсора. Разговор с самого начала пошел об оказании совершенно другой, нематериальной, помощи. Интеллектуальной.

У сироты по-разному может сложиться жизнь. Государство дает ему квартиру или комнату, помогает ему на первых порах одеждой, бытовыми вещами, мебелью, посудой и прочим необходимым скарбом. А как с трудоустройством? Кем сегодня может стать воспитанник детского дома? Это зависит от того, какое образование он получил или какой профессией смог овладеть. На уровне начального профессионального образования все более или менее просто: захотел стать сирота рабочим, все карты ему в руки. Примут сироту в ПУ, дадут место в общежитии, будут кормить и учить. Может быть, потом получивший рабочую профессию сирота и сможет поступить в вуз, но вот насколько высока вероятность, что ему под силу будет занятие научной деятельностью, сказать трудно. А ведь, возможно, что человек от природы одарен, но незамеченная никем одаренность пропадет втуне, если не будет соответствующей поддержки. Вот о чем хлопочет Садовничий, не желающий, чтобы талантливые сироты ограничивали свое жизненное предназначение исключительно работой у станка. Но как сделать так, чтобы получение высшего, и не только высшего, а и университетского образования стало для сироты не только мечтой, а реальностью?

Конечно, Виктор Антонович сказал ребятам, что принимать в МГУ их будут практически без конкурса - сдадут на тройки и станут студентами. Но ведь университетская тройка иной пятерки стоит, которую ставят на вступительных экзаменах в других вузах. Как подготовиться к такому уровню? Ведь не секрет, что сегодня школьный уровень знаний и университетские требованиями к подготовке выпускника школы расходятся весьма значительно. Абитуриенту МГУ нужна серьезная подготовка, сильно превосходящая по уровню подготовку обычного образовательного учреждения. Вот это и стало темой разговора ректора и руководителей детских домов и приютов, а также присутствовавших на встрече деканов факультетов и руководителей учебно-научных подразделений МГУ.

Каждому детскому дому и приюту в подарок университет преподнес новейший ноутбук и тем самым обеспечил подключение к виртуальной информационной сети. Но дело не только в подключении, но и в предоставлении возможности дистанционного обучения. Тот, кто в силу тех или иных причин не может приезжать на подготовительные курсы в университет, смогут получать задания от преподавателей вуза, заниматься под их руководством, получать новые знания и умения, компетенции и тем самым готовиться к поступлению в лучший университет России. Возможно ли такое? Возможно, и университет имеет опыт работы в таком направлении довузовской подготовки. Кстати, и приглашенные руководители детских домов и приютов для вузовских преподавателей - люди не случайные, с этими учреждениями у вуза уже есть давние партнерские связи. Поэтому и разговор у ректора за чайным круглым столом был откровенным и доверительным. Причем существенной его частью было обсуждение того, как сделать массовым и успешным участие ребят в предметных олимпиадах, ведь победа в олимпиаде означает, что такой ребенок попадет в поле зрения педагогов вуза, а это и шанс стать студентом МГУ.

Насколько успешным будет сотрудничество детских домов и приютов с университетом? Сегодня рано подводить итоги. Пока, во всяком случае, определены некоторые стартовые позиции, и если все задуманное будет реализовано хотя бы наполовину, то многие талантливые сироты в недалеком будущем станут студентами МГУ.