Работая над созданием уроков с культуроведческим уклоном, филолог соблюдает принцип единства процессов обучения, воспитания и развития и старается сделать свои занятия не только уроками по изучению программных тем, но и уроками постижения родной культуры, ее духовных и нравственных ценностей, уроками любви к родному Оренбуржью.

Мое внутреннее состояние и представление обо мне в душах детей - это результат ежедневной работы, ежеминутных действий и поступков, поэтому основным чувством, которое я испытываю, приходя ежедневно в класс, стало чувство ответственности за то, что делаю. Ответственность и перед ребенком, и перед его семьей, и перед собой, и перед будущим. Именно это чувство заставило меня предъявлять серьезные требования к себе как человеку, несущему детям законы нравственности. Перефразируя Бунина, можно сказать, что из ученика, «как из дерева, может получиться и дубина, и икона, в зависимости от того, кто это дерево обрабатывает...» Мне бы хотелось выполнять эту «работу» очень тонко.

Сколько процентов программных знаний ребятам потребуется в жизни? А совершать поступки, общаться, выбирать пути решения проблем им придется каждый день. Уверена, что любая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы, и поэтому часто на уроках мы говорим о старых как мир вещах: «Не убий, не укради, почитай отца и мать своих...» - уверена, с этих простых истин начинает зарождаться духовность.

Наши дети - современники многих сложных событий, и не стоит обольщаться ложной мыслью о том, что они не оценивают происходящее. Оценивают. Часто с юношеским максимализмом и категоричностью, так как не имеют духовного опыта.

«Где лучше жить, там и родина» - услышала я на уроке часто повторяющуюся в прессе фразу. И поняла, что именно я должна на своих уроках так говорить о России, так рассуждать и поворачивать разными гранями явления жизни, чтобы мои ребята ясно поняли, что стоит за сочетаниями «родная страна», «родной край», «родной город», «родной дом», а потом, уже имея багаж знаний, и рассуждали, помня, например, русскую поговорку: «И кости по родине плачут».

И еще... Мне, как филологу, особенно обидно за то, что многие хотя и говорят по-русски, но мыслят и делают так, как никогда не было свойственно русичам. И тогда на уроках я стремлюсь к тому, чтобы через культуру русского языка ребенок впитал в себя гуманизм русского народа, его духовность, его отношение к родной земле, которую он ласково называет матушкой. Для меня крайне важно, чтобы каждый ученик уносил после урока не только знания по орфографии или пунктуации, но и понимание того, что он живет в России, стране с многовековыми традициями и нормами поведения, что у любого народа есть своя история и святыни, что у каждого из нас есть корни. Я не жду быстрых результатов от такой работы, но хочется надеяться, что зерна нравственности падут на благодатную почву.

«Поддерживай», «понимай и будь дружелюбной», «будь заинтересованной сама и верь в успех ребят», «не упрекай» - четыре заповеди, вряд ли претендующие на философию, но серьезно помогающие мне в ежедневной работе. Ведь если ребенка поддерживают, он учится уважать и ценить себя, а позже на этой благодатной почве он построит отношения с другими людьми. Если ребенок ощущает, что учителю интересен и предмет, и общение с ребенком, он тоже становится заинтересованным и интенсивнее впитывает знания.

А если мы будем постоянно критиковать детей, то вырастим поколение с чувством вины и ненависти, о разрушающей силе которых уже много сказано и в педагогике, и в психологии. Поэтому свою систему уроков я стараюсь строить на основе доверия и диалога, особую роль отвожу стилю общения с учениками. Именно в этом веке стало ясно, что учитель в качестве «передатчика знаний» не может конкурировать с мультимедийными технологиями, что силу учителю нужно найти в другом. В чем? Думается, в обращении к душе и сердцу ученика, в живом заинтересованном общении, а остальное пусть будет только вспомогательным средством для достижения этой цели.