Панченко - поклонница деловых игр. Ежегодно среди выпускников лицея в рамках Недели информатики проводится конкурс операторов ЭВМ в форме деловой игры «Поиск работы». Задача игры - сформировать навыки самопрезентации в условиях конкуренции на рынке труда.

Я вспоминаю прошлое и вижу тебя, стремящийся к знаниям маленький человек. Твои душа и сердце открыты для встречи с новым таинственным миром. В мире знаний школьная парта как огромный корабль, а на мостике капитана стоишь ты - ребенок и личность!

Я гляжу перед собой и вижу тебя, пробирающийся сквозь тернии ученик. Стрелка компаса направлена на полюса: «ребенок» и «взрослый», «спокойный» и «дерзкий», «одиночество» и «общение». Так много граней можно указать - и это все ты, подросток и личность!

Я заглядываю в завтрашний день и вижу тебя, адаптированного к жизни, - выпускник и личность!

Я не знаю, какой ты был, есть и будешь, но знаю, что всегда ты - человек и личность!

...Все начинается с первого урока. Пытаюсь организовать познавательную деятельность ученика так, чтобы нам вместе достичь комплексных целей образования. А это возможно, если ребенку на уроке комфортно.

Создать на уроке комфорт! Как это просто звучит и как сложно оказывается на деле. Комфортно - это когда удобно всем вместе и каждому в отдельности.

Сколько на свете людей, столько и мнений, впечатлений, столько разных характеров - и в этом многообразии закономерно их столкновение. Противоречия неизбежны, от них не уйти, но научиться быть терпимым возможно, и учитель в этом верный помощник.

Удивительно, как долго мы можем ждать луча солнца в ненастную погоду. Как долго мы можем глядеть на небо, пытаясь найти свою звезду! Как далеко мы можем зайти в своих мечтах!

Поразительно, как порой нам не хватает терпения, чтобы выслушать человека! Чтобы услышать лучшее в человеке! Чтобы принять человека таким, какой он есть!

Мы говорим: принять - значит увидеть, понять и оценить в человеке личность. Попытайтесь понять. Немного уважения, хотя бы доля любви, хотя бы четверть доброты - и у вас получится. Не бойтесь заразить своим умением других. И тогда каждый найдет свое место под солнцем: каждый со своим «личным миром». И никому не тесно, и никто никому не мешает. И тогда всем вместе будет комфортно.

В итоге - обучение без принуждения, основанное на интересе и успехе. Поэтому развитие личности ученика, его творческих способностей, его индивидуальности должно стать центральным звеном учебно-воспитательной системы.

Как часто приходится видеть ребенка, с удовольствием шагающего в первый класс или в новую школу, и как быстро гаснет его интерес! Как часто ребенок попадает в категорию «неуспевающих» и как долго пребывает в ней! А ведь человек - это высшее творение Природы, самый разумный ее продукт, могущественный и безграничный в своем совершенствовании.

Если бы девизом каждого урока был закон изучения личности, закон терпимости, закон гуманности, закон понимания! Если бы ребенку была предоставлена свобода выбора! И все это в качестве обязательного требования к учителю, и непременно с первого урока, с которого все начинается...