Вот уже пять лет, как она руководит этим плывущим только вперед музыкальным кораблем, который не так давно отметил свой 40-летний юбилей. К дате такой - от мала до велика - готовились вместе, потому что это праздник для всех. Причем творческая работа шла по всем направлениям: тут и чисто музыкальные номера, и хоровые, и чтение стихов, и художественные работы, что постоянно украшают стены родной школы.

На мой вопрос, где Лилия Николаевна берет силы для всего этого, она без затей отвечает: «А вот подхожу к школе, вижу ее стены - и уже настроение поднимается! И, конечно, как всякой хозяйке хочется сделать свой дом еще лучше, еще красивее, еще любимее учениками и преподавателями. Заходишь в коридор - и уже отмечаешь, где что еще недоделано или не так смотрится, как хотелось бы».

Однако и это не самое главное. Любой дворец быстро остынет и посереет, если не согрет сердечным теплом своих обитателей. А в Школе искусств это коллектив. И не простой. Что ни человек, то личность - со своим характером, взглядами, причем не только на музыку. Легче всего подобрать себе удобные кадры, с которыми легче, проще, на фоне которых и сама смотришься почти королевой. Легче, но не лучше для дела, которому служишь. И чем самобытнее и талантливее преподаватель, тем ярче творческая жизнь школы. Так считает Лилия Николаевна, и потому так разнообразна палитра учебного процесса, ведь личность воспитывает не серость, а тоже личность - и в жизни, и в музыке.

Кстати, некоторые ученики возвращаются в стены Школы искусств уже в качестве преподавателей, и это дорогого стоит: такой учитель - уже изначально свой, берегущий традиции школы, собственным творческим трудом укрепляющий ее авторитет. Который помнит, что здесь один Бог - нет, отнюдь не директор, а дисциплина, которую директор не только неукоснительно сама выполняет, но и требует того же от других. «Не могу терпеть разгильдяйства ни в каком виде», - поясняет она.

И опять - о секретах строгого руководителя с мягким характером.

- Не люблю кричать, делаю все для того, чтобы разрешить проблему или конфликт не только по-мирному, но и по-доброму. И если все-таки старания оказываются напрасными, решаю так, как необходимо - для работы, для коллектива. К счастью, до этого редко дело доходит... А вообще-то руководитель должен быть более жестким, - вздыхает Лилия Николаевна.

А я думаю при этом, что жесткости нам нынче и так хватает. Жизнь мало кого балует. Люди стали черствее, постоянное внутреннее напряжение не дает открыться душе, довериться другому человеку. Уходят и вера в доброту, и мудрость. Зачастую правят бал лукавство и примитив. Зная не один год Лилию Николаевну, я рада за тех, кто работает с ней рядом: внутренняя культура, такт в общении, благородная сдержанность - все это драгоценные нынче черты руководителя. И так называемая мягкость характера Исаковой - может быть, как раз то самое, что удерживает в коллективе все самое талантливое, делает Школу искусств любимым домом (а порой главным в жизни!) для учеников и преподавателей, подпитывает постоянное желание быть лучше себя вчерашнего, поднимая авторитет школы, укрепляя ее достойное имя новыми творческими победами. И замечательно, что рядом с Лилией Николаевной - целая плеяда более молодых педагогов и сотрудников. Это заместители Марина Игоревна Будаева и Александра Геннадьевна Чертова; Канисева Татьяна Юрьевна; бывшая выпускница, автор гимна школы Ольга Сергеевна Васильева и многие другие. Директор уже сегодня думает о будущем школы, о достойной смене не только себе, но и солидным по возрасту преподавателям.

Очевидно, что победы школы на разных конкурсах отнюдь не случайны. Постоянно действующий смотр талантов «Новые имена Подмосковья» также постоянно отмечает юных музыкантов Железнодорожного. Так что у Школы искусств уже есть свои звезды, не мнимые причем, а такие, как аккордеонист Антон Власов и баянист Илья Бокаев. В следующем году - участие в международном конкурсе в Чехии и, конечно, свои фестивали - городские и областные, на которых, кстати, подопечные Лилии Николаевны не только играют, но и читают стихи, да так, что дипломы домой привозят. Хотя в школе и отделения такого нет. Просто Исакова и сама любит и понимает поэзию, и детей учит не только любить стихи, но и хорошо их исполнять со сцены. Такой вот широкий профиль у школы. Сама Лилия Николаевна не раз удостаивалась как руководитель и грамот (Министерства культуры области), и дипломов, и была лауреатом муниципальной премии, учрежденной в Железнодорожном главой города. Кстати, премия присуждается ежегодно, и обязательно в числе призеров - кто-то из педагогов Школы искусств.

Однако не надо думать, что строгий директор с мягким характером - эдакий баловень судьбы, у которого все кругом получается и все планы сбываются. Просто Лилия Николаевна старается разглядеть и в жизни, и в тех, с кем общается, больше светлого, хотя и ошибаться в людях тоже приходилось, и не раз. К примеру, поверишь молодому педагогу, стараешься всеми силами поддержать его, а того в первую очередь интересует, сколько он получит за энное количество часов, и не дай бог, если придется переработать. А музыка - дело творческое и не поддается расчетам, и никак не укладывается в точные рамки времени. Приходится, особенно накануне ответственного концерта или конкурса, или экзамена, и до темноты засидеться с учеником, и выходной порой потратить на него же... И если молодой да скорый товарищ, несмотря на терпеливые старания руководства, остается при своих привычках, сугубо потребительском отношении к профессии, приходится, как это ни грустно, с ним расставаться. Это в крайних случаях, когда наяву и какие-то конкретные нарушения. А чаще такой человек сам понимает, что не его это место, что преподавать детям и любить их не всякому дано.

Естественно, подобные эпизоды не прибавляют ни настроения, ни здоровья. Одно успокаивает - уверенность в своей правоте. Ибо искусство - это прежде всего творчество, это душа, обращенная и к музыке, и к детям. Правда, для директора школы это еще и ежедневные проблемы: закончить очередной этап ремонта, купить новые инструменты и привезти их (притом что своего транспорта у школы нет); не забыть тепло поздравить коллегу с днем рождения или юбилеем; сделать каждый отчетный концерт незабываемым и для детей, и для родителей, и для зрителей, которые с удовольствием приходят в нарядный, изысканно оформленный актовый зал школы, - и так изо дня в день, из года в год... И притом применять массу скидок в оплате за учебу, чтобы талантливые дети непременно поступили в Детскую школу искусств, нашли себе и настоящее призвание, и настоящих друзей. Так что многого требует такая работа, в том числе и мудрости житейской, и умения обходить острые углы, если это нужно для дела.

- Меня воспитывали в строгости, - вспоминает моя героиня. - И мы к своей дочери относились так же - любя, но не балуя слишком. И, судя по всему, не ошиблись в методах. Главное - не перестараться, не отнять у ребенка возможность выбора, стремления к самостоятельности.

Железнодорожный, Московская область