Классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире, объектом рассмотрения может стать и любое явление жизни. Чтобы определить темы и содержание классных часов, необходимо сначала изучить уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, интересы, суждения, желания. И только тогда могут быть предложены и составлены даже целые циклы классных часов. Но первый классный час должен, что называется, «заразить» ребят.

А начать можно с того, что самому особенно близко, понятно и дорого.

Ситуационный классный час «Умеем ли мы общаться?» по методике Николая Капустина оперативен, корректен, динамичен и способствует осознанию и проверке самого себя в конкретных реальных условиях.

Существуют и другие технологии и методики проведения ситуационных классных часов, но мне близка и понятна именно эта форма.

Она наиболее эффективна и дает возможность самовыражения классному руководителю и ученикам. Она универсальна по отношению к ситуации и возрасту. Она правдива и потому действенна.

Мы с вами поставили вопрос, на который хотим получить ответ. Наше ключевое слово - «общение», а вопрос - «умеем ли?». Ученые, чтобы разобраться в каком-нибудь сложном или непонятном явлении, раскладывают его по частям. Делают это для того, чтобы изучить и правильно понять суть явления. Так что же такое общение и как оно происходит?

Общение - это способ жизни человека.

В общении участвуют речь (письменная и устная), одежда, поведение, мимика и жесты. С кем и с чем человек общается, если это способ жизни?

С людьми, с природой, с животными, с предметами, с произведениями искусства, с самим собой.

Речь - средство передачи мыслей и чувств.

2500 лет назад в школе изучали науку, которая называлась «риторика». Слово «риторика» происходит от греческого «говорю», а слово «ритор» на греческом языке означает «красноречивый человек». То есть человек, который умеет красиво говорить. На уроках риторики учили сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

По манере говорить - интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.

Любой поступок человека оценивается как прекрасный или безобразный. Уже у первобытных народов и племен существовали правила поведения, ритуалы, обычаи, запреты. Одна из наиболее древних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. В России культура этикета распространилась позднее, чем в Западной Европе, в первой половине ХVIII века. Но еще в середине ХVII века в России был свод правил поведения «Домострой» - энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей.

В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.

Выражением внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

В фойе помыли полы, а ты прошел и оставил грязные следы, потому что никто не видит. Ты сидел в классе и плюнул на пол, когда остался наедине. Плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на эстетику и красоту, потому что никто не видел. Таково противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением.

Возможна ли внутренняя культура при отсутствии внешней, могут ли они существовать изолированно, обособленно друг от друга? Человек грубо кричит, прерывает, не дослушав, своего собеседника, не уступит места старику и не подаст пальто женщине. Что это? Просто плохой человек, себялюбец, хам, эгоист, который считается только с собственным мнением и собственными удобствами, или человек внутренне неплохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? Думается, и то, и другое. Нельзя провести резкую грань между тем, как держится человек, и его внутренним обликом. Ведь хорошее воспитание, хорошие манеры поведения проявляются во всем. Чем больше в человеке простоты, тем он культурнее.

Ведь правила хорошего тона не сочинялись искусственным путем, не выдумывались, они возникали на протяжении истории человека как необходимые требования самой жизни. В их основе лежат общечеловеческие нормы нравственности: вежливость и тактичность, обязательность и уважение к людям, скромность и простота. Их возникновение диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважение к ним. Многие из хороших манер пришли к нам из глубины веков. Так, например, обычай здороваться за руку, обязательно снимая при этом с руки перчатку, возник тысячелетия назад. Этот жест означал, что у человека добрые намерения, он в кулаке не прячет никакого оружия, он пришел с миром. Рукопожатие при прощании означало, что во время встречи не было нанесено взаимных обид. В глубь веков уходит и обычай снимать головной убор, входя в помещение, здороваясь или прощаясь. Во времена средневековья странствующие рыцари, переступая порог дома, поднимали забрало и снимали свой шлем, как бы говоря тем самым, что они полностью доверяют хозяину дома и уважают его. И хотя давно уже исчезли воинственные рыцари, обычай этот сохранился как знак уважения к тем, с кем мы здороваемся при встрече. Ряд манер основывается на санитарно-гигиенических требованиях, к примеру, обычай вытирать чисто ноги, входя в помещение, при кашле закрывать рот платком, мыть руки перед едой. Воспитание - это упражнения, которые мы, выполняя каждый день, закрепляем, и они становятся культурными нормами нашего поведения.

Культурные нормы - это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

А знаете ли вы, что плохой почерк - не такой уж безобидный недостаток? Если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

Во всех сферах общения важен признак уровня культуры общения.

Вы читали книгу В.К.Арсеньева «Дерсу Узала»?

Так вот, гольд (старое наименование нанайцев), охотник и собиратель женьшеня, всю свою жизнь проведший в глухой тайге, Дерсу Узала был очень культурным человеком, да еще самым коммуникабельным. Да-да, не удивляйтесь, он прекрасно читал «тайгу», знал признаки изменения погоды и свойства всех растений, он охотно общался с животными, птицами, вещами и людьми, был добрым и доверчивым.

В 1871 году русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай высадился на берег Новой Гвинеи, чтобы изучить и описать условия жизни и культуру племен, известных под общим названием «папуасы». Научный подвиг русского путешественника и ученого громаден, но сам Николай Николаевич, человек необычайного мужества и скромности, и не думал, что совершает подвиг. Он работал - наблюдал и писал. Так вот, Миклухо-Маклай и папуас Туй поняли друг друга с помощью жестов, пантомимы и мимики. Ведь из ритуального трудового или охотничьего танца первобытных племен выросло постепенно прекрасное искусство хореографии - балет. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляют то, что называется этикетом.

Любовь ШЕВАЛДЫШЕВА, педагог дополнительного образования средней школы №193

Москва

Возьмите на заметку

Бывают разные таланты и способности: к музыке, математике, литературе, рисованию. Но есть еще один особый талант - талант общения с людьми. Никто из нас не лишен этого таланта, просто его каждому надо развивать. Еще 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчеркнул, что он «будет остерегаться огорчать людей». Вежливый человек никогда не включит громко радио или телевизор, если в комнате он не один, не станет хлопать дверью, кричать или говорить, перебивая других. Не станет громко топать, когда в помещении тишина, постарается воздержаться от поступка, который может быть кому-нибудь неприятным.

Быть воспитанным - это прежде всего уметь думать о других, уважать чужое достоинство и самолюбие. От того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей.

Чаще повторяйте слова: «Здравствуйте!», «Спасибо», «Будьте добры!», «Благодарю вас!».