Идея проведения такого фестиваля принадлежит школе №324 с углубленным изучением области знаний «Искусство». Учредителями и организаторами фестиваля стали Департамент образования, НИИ стратегических разработок общего образования, Западное окружное управление образования, Московский музыкальный театр «Геликон-опера», Московский институт открытого образования, Международное общество музыкального образования. Это официально, но на практике основным идеологом, организатором, конечно, стала 324-я школа. Во многом успех дела обеспечивался заинтересованным отношением к проекту главы управы района «Проспект Вернадского» Александра Тамгина, генерального директора ООО «Квартал» Олега Гребенкина, других партнеров школы.

Идея проведения фестиваля школьных музыкальных театров, надо сказать, поначалу казалась не то что нереальной, но вообще из области мечтаний. Собрать на фестиваль больше одного оперного театра представлялось делом архитрудным, и поначалу недоброжелатели говорили так: директор 324-й Елена Зотова хочет представить на фестивале свой школьный театр, существующий с 2001 года, прославить исключительно себя, потому что больше участников она при всем желании не найдет. Но, как говорится, было бы желание. А желание стать участниками фестиваля выразили 15 музыкальных театров из семи московских округов.

Прежде чем рассказывать о фестивале, о его подготовке и проведении, нужно ответить на вопрос, а зачем вообще нужен был такой фестиваль? Команда Зотовой так определила его цели и задачи:

- формирование культуры досуга в молодежной среде;

- приобщение детей и молодежи к богатейшему пласту классической музыки;

- популяризация оперного искусства;

- расширение возможностей для творческого развития и самореализации школьников;

- поддержка юных талантливых музыкантов;

- привлечение общественного внимания к мировой музыкальной культуре;

- развитие сотрудничества между школьными музыкальными театрами, театральными студиями учреждений дополнительного образования, школ и учреждений культуры.

Тут нужно особо сказать, почему 324-я стала инициатором фестиваля. Дело в том, что эта простая микрорайонная школа, живущая в старом типовом здании, имеющая участок, уменьшенный до невозможного минимума бессовестными застройщиками жилого квартала, но тем не менее прославившаяся участием и победами в самых престижных городских и международных конкурсах, участвовала в столичном конкурсе «Строим школу будущего», пробилась в финал. Конечно, это было непросто, известно, что многие довольно известные (и не только Москве, но и всей России) школы не смогли показать и доказать то, что они намерены потрудиться для развития своего образовательного учреждения и над моделью Школы будущего. Победа в конкурсе помимо всего прочего означала и немедленное включение в экспериментальную работу. «Получая диплом финалиста, - говорит Елена Зотова, - мы и не предполагали, что для нас это будет не подведением итогов, а началом нового и необычного проекта. Для участия в эксперименте мы выбрали модуль «Детско-взрослая общность и Уклад Школы будущего». Общность в школе понимали именно как сотрудничество взрослых - педагогов и родителей и детей-учеников. Сотрудничество прежде всего творческое. В этой школе удивляет одно обстоятельство - тут все поют, что называется, на равных, а на самом деле это ведь очень сложно. Понятно, что детей тут, имея замечательные методики и уникального педагога Зинаиду Богачеву, учат петь и добиваются исключительных успехов. (Оказывается, если вовремя начать занятия, петь могут все.) Но вот что касается учителей, то тут мало петь, нужно показывать высокий класс, каждый день доказывая, что имеешь право требовать от своих учеников самоотдачи в учебе, показывая, что и себе не делаешь скидок. Такое отношение к музыкальному образованию, хочешь не хочешь, рождает совсем иное отношение к делу у всех, а это отношение - заинтересованное и творческое - объединяет взрослых и детей в особую общность. Так что идея «Школы будущего» по части создания детско-взрослых общностей в 324-й попала в подготовленную почву, а идея фестиваля удачно совпала с основными направлениями реализации задач временного научно-исследовательского коллектива «Искусство», в состав которого вошла эта школа. Кстати, проект «Путешествие к Моцарту», представленный на фестивале, 324-я честно обозначила как результат совместной работы с партнерами из Северо-Всточного округа - школой №1188 с углубленным изучением изобразительного искусства и школой №270 в рамках экспериментальной инновационной сетевой площадки по теме «Модернизация художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности» и инновационного сетевого проекта «Развитие образовательных систем». Торжественное открытие фестиваля проходило в школе №270 спектаклем музыкального театра 324-й школы «Свадьба Фигаро».

В рамках проекта Школы будущего педагогический коллектив 324-й школы разработал концепцию Московского фестиваля школьных музыкальных театров, в которой изложил философию того, что хотелось бы предъявить как логическое развитие многих идей Школы будущего как модели особого образовательного спектра, включающего в себя все творческое многообразие развития школьного искусства, системы дополнительного образования:

Детско-взрослая образовательная общность - коалиция педагогов, детей и их родителей с представителями внеобразовательных сфер, в своей основе имеющая определенные цели и традиции, устойчивые личные связи и отношения для трансляции культурных образцов и ценностей подрастающему поколению с целью развития социума.

Детско-взрослая образовательная общность необходима школе для формирования у подрастающего поколения отношения к культурным образцам и создания мотивации к овладению и освоению значимых для общности предметных областей, типов формирования культуры интересов и форм жизнедеятельности; обеспечения взросления воспитанников за счет осуществления ребенком социального действия и принятия ответственности за него.

Построение контактов школы с представителями внеобразовательных сфер для педагогов часто становится одним из самых сложных моментов. Между тем эффективность детско-взрослой общности во многом определяется наличием и содержательностью этих связей. Создание образца такой связи на примере контакта образования со сферой театрального искусства - необходимый шаг к построению детско-взрослой образовательной общности, открытой для представителей других, внеобразовательных сфер.

Исходная идея гуманизации предполагает отход от рационально-нормативного подхода. В этой ситуации наиболее адекватной представляется модель культуротворческой школы, которая строится на признании разнообразия как формы проявления бытия.

Такая концепция, понятно, предполагает не просто механистическое построение той или иной модели школы, а выстраивание целой философии новой школы, представляемой как Школа будущего. Философский подход, кстати, в концепции тоже есть.

Философия культуротворческой школы оперирует представлениями о соотносимости логики культуры и логики развития ребенка. Становление личности предполагает не только вхождение в культуру, но и продуцирование ценностей культуры. Творчество в этой модели - процесс, а не эпизодическая деятельность.

Таким образом, понятно, почему одним из вариантов реализации модели культуротворческой школы, в том виде, в каком это видится школе №324, стала модель «Школьного музыкального театра», позволяющая определить место и значение культуры в построении интегративной структуры современного образовательного процесса. В такой модели музыкальный театр становится системообразующим компонентом, вокруг которого создается и развивается культурно-образовательное пространство.

Авторы концепции откровенно признаются, что становление школьного музыкального театра - очень сложный и трудоемкий процесс. Почему, понятно. С одной стороны, такой театр - чистая самодеятельность, но, с другой, она невозможна без высокого профессионализма, ведь сказать слово на сцене с той или иной долей успеха может в принципе каждый. Но вот пропеть свою партию дилетантски и абы как невозможно по определению. Никто не станет разбираться, почему певцу не далась высокая нота или почему он сфальшивил там, где это неуместно. Именно поэтому школьный музыкальный театр помимо среды образовательного учреждения просто обречен на сотрудничество с внешним пространством, ибо основная задача - создание культурно-образовательного пространства вокруг самого театра.

Этот важный вывод 324-я сделала еще до своего участия в конкурсе «Строим школу будущего». Она, к счастью, нашла достойного и заинтересованного партнера - театр «Геликон-Опера». Не случайно именно театр помог и принял первый фестиваль школьных музыкальных театров на своей площадке. Художественный руководитель театра, народный артист России Дмитрий Бертман счел необходимым обратиться с таким приветствием к участникам фестиваля:

«Наша жизнь неразрывно связана с театром и музыкой. Когда мы размышляем наедине с собой, это ария. Разговор двух влюбленных или общение с начальником на работе - дуэт. Когда к дуэту присоединится третий, развивается интрига, которая может из трио развиться в квартет или квинтет. Иногда вступает хор.

В душе каждого музыканта живет ребенок, именно благодаря ему рождаются гениальные произведения. Сохранить и сберечь в себе чистоту и наивность юного Моцарта, Чайковского, Паганини и есть главная задача всех начинающих артистов и певцов.

Наш фестиваль - это история молодых героев, у которых все еще впереди. Они проходят через дуэты, терцеты, развивая и совершенствуя все самое светлое и настоящее.

Дерзайте!

И проносите любовь к театру и музыке через всю свою жизнь».

Солист «Геликон-Оперы», преподаватель Российской академии театрального искусства Вячеслав Стародубцев, входивший в жюри фестиваля и давший для его участников мастер-класс по вокальному и актерскому мастерству, чрезвычайно высоко оценил творчество участников фестиваля, предложив расширить границы фестиваля, организовать постоянно действующий «круглый стол» для руководителей детских театральных коллективов, привлечь к участию в нем композиторов, сценаристов, различных деятелей культуры. А Зотова пошла в своих предложениях еще дальше, в ее мечтах создание Культурного детского центра, включающего детский оперный театр, который бы объединил вокруг себя детские и взрослые творческие театральные коллективы. Кстати, таким центром могла стать и 324-я школа, если бы кто-то наконец додумался построить по индивидуальному проекту новое здание для этой школы - Школы будущего - с концертным залом и репетиционными помещениями, классами для занятий музыкой и пением. Кстати, на севере Италии Елена Борисовна увидела Международный детский центр креативной педагогики, который в 1993 году был назван лучшей школой мира - школой развития ребенка, а проекты зданий для школ и детских садов в одной из итальянских провинций создают совместно архитекторы, строители, дизайнеры, директора, психологи, педагоги. Грех Москве, где уже давно строят школы и детские сады по индивидуальным проектам, не воспользоваться итальянским опытом. Тем более что наши дети поют нынче совсем не хуже маленьких итальянцев. Это как раз и было продемонстрировано на фестивале, где свое искусство представляли лучшие школьные музыкальные коллективы.

Школьные театры - явление давнее и уникальное. Возможно, в прежние годы были предприняты исследования деятельности этих творческих коллективов, но в нынешнее время о масштабных исследования такого рода что-то не слышно. Между тем такого размаха, как сегодня, школьное театральное движение еще не приобретало. В одном Центральном округе действуют 86 самых разнообразных школьных театральных коллективов, причем плюс к детским созданы и учительские. Что касается школьных музыкальных театров, то они еще только ждут своих исследователей. А тем в создании типологии таких коллективов придется немало потрудиться, так как тут что ни театр, то явление уникальное.

Театр-студия «Фарс» школы №2006 (руководитель Анатолий Быковский) представляла на фестивале спектакль «Муха-Цокотуха», который вызвал немалый интерес специалистов. Такой же спектакль, но совершенно с иным прочтением давно и всем известного текста, показал театральный коллектив школы №37, созданный в 2006 году под руководством Людмилы Бодрягиной, молодой, но очень перспективный. Причем интересно, что «Муху-Цокотуху» показывала и студия «Норд-Вест» при ДЮЦ «Норд-Вест», недавно отметившая свой скромный трехлетний юбилей (руководитель Людмила Кельми) и имеющая в своем репертуаре также спектакли «Взрослые и дети», «Буратино» и другие. Три «Цокотухи» отличались друг от друга столь разительно, что можно было предположить: если бы какой-то фестиваль был посвящен спектаклю на тему известного стихотворения Корнея Чуковского, мы стали бы свидетелями весьма разнообразных творческих вариаций, предложенных школьными театральными коллективами.

Людмила Кельми представила на фестивале еще один коллектив, которым она руководит: театрально-музыкальную студию «Дом актера» которая работает на базе Центрального дома актера уже четыре года. В этой студии занимаются дети 4-7-х классов. Обычно в студиях, где один и тот же руководитель, ставятся одни и те же спектакли, что логично. Ведь дети в таких коллективах разные. Но в студии «Дом актера» Людмила Васильевна создает репертуар, отличный от «Норд-Веста». Тут поставлены такие спектакли, как «Цветы маленькой Иды», «Солнечный Моцарт», «Маленький Принц». Конечно, почерк работы руководителя прослеживается в деятельности двух студий, но это, вне всякого сомнения, разные, по-своему творческие коллективы.

Несколько спектаклей коллективов начальных школ были посвящены исключительно сказочной теме. Это спектакль «Репка», который показал на фестивале театральный коллектив прогимназии №1728 (руководитель Светлана Ковалева), «Алиса в стране чудес» театра «Детский остров» прогимназии №1706 (руководители Ольга Михалева, Татьяна Ищенко, Татьяна Шатрова), в репертуаре которого еще и «Я - кошка», и «Куклы», и другие интересные постановки. Сказочный репертуар и у театральной студии «Ростки» Центра образования №1601 (руководитель Валентина Нетесова) - «Золотой цыпленок», «Снежная королева», показавшей на фестивале спектакль «Незнайка и другие».

Прослеживается интересная тенденция: чем старше театральный коллектив, тем серьезнее пьесы, которые он берет для постановки. Например, созданный в 2002 году музыкальный театр «Лориен» школы №576 под руководством Ольги Михалевой и Инны Шапиро начинал со «Снежной королевы», затем поставил «Привет с фронта», а позже, смело замахнувшись на постановку шекспировской «Ромео и Джульетты», создал высококачественный спектакль.

Еще одно наблюдение: углубленное изучение предметов не мешает театральному творчеству. Десятилетие в прошлом году отметил музыкальный театр школы №1189 имени И.В.Курчатова, работающий под руководством Ирины Барановой, первой постановкой театра был довольно сложный для исполнения мюзикл «Скандал на скотном дворе», на фестивале он показал «Сказку за сказкой». Почти десять лет назад был создан и музыкальный театр школы №626 имени Н.И.Сац, в котором целых два коллектива. Первый, под руководством Владимира Очеретяного, показывал на фестивале спектакль «Люди и разбойники из Хардамона», второй, под руководством Михаила Богданова, - спектакль «Питер Пэн». Достойно выступил и один из старейших школьных музыкальных театров - театр школы №1732 под руководством Марины Ростоцкой. Первой постановкой театра был мюзикл Якова Дубравина «Истории кота Филофея», затем последовали сказка-мюзикл на музыку А.Морсина «Снежная королева», «Федот-стрелец» по произведению Леонида Филатова, музыкальная сказка «Лукоморье» к 200-летию А.С.Пушкина, наконец, «Синяя птица» по произведению М.Метерлинка.

Особый разговор о музыкальном театре колледжа музыкально-театрального искусства №61, который был создан в 1984 году на базе Дворца молодежи. Интересно проследить, как менялся статус учебного заведения, которое сначала стало учебно-воспитательным комплексом «Галина Вишневская», а затем в 2003 году - колледжем музыкально-театрального искусства №61. В репертуаре музыкального театра, художественный руководитель которого Елена Трацевская, в отличие от других школьных театров, оперы «Бастьен и Бастьена» Вольфганга Моцарта, «Горе-богатырь Косометович» Мартина-и-Солера на либретто российской императрицы Екатерины II, детские оперы Александра Бюхнера «Царь Ледыш», «Грибной переполох», «Король - еловая шишка», а также «Веселые марионетки», показанный коллективом на фестивале.

Надо сказать, что фестиваль стал событием музыкальной жизни столицы. Это подтверждает то, что в нем принял участие музыкальный театр Московской детской музыкальной школы имени Гнесиных «Солнечный ГНОМ» под руководством Леонида Расцветаева. Этот театр ставил спектакли еще в 1911 году, когда Евгения Фабиановна Гнесина осуществила постановку двух детских опер - «Теремок» на музыку Александра Гречанинова и «Репка» на музыку ученика школы Фабия Витачека. Потом в деятельности театра был долгий перерыв, а в 1980 году его возродил Александр Федоров. В последние годы деятельность театра связана с постановками спектакля «Король Матиуш» на музыку Л.Конова, оперы-эпоса «Асгард» на музыку Грига-Конова, сценической кантаты «Кармина Бурана» на музыку Карла Орфа, на фестивале была показана опера «Карлик Нос» на музыку Е.Подгайца. Наконец, музыкальный театр «Жар-птица» школы №324 под руководством Зинаиды Богачевой участвовал в фестивале с прекрасным спектаклем «Свадьба Фигаро», который поставил педагог школы Владимир Ющенко.

Педагогическая ценность фестиваля школьных музыкальных театров была не только в том, что замечательные коллективы показывали результаты своей успешной работы. Педагогам ведь всегда интересно то, что стоит за этими результатами и им предшествует, а вернее, помогает их получить. Поэтому в рамках фестиваля регулярно проходили мастер-классы. По вокалу его давала Зинаида Богачева из 324-й школы, по вокалу и актерскому мастерству - солист «Геликон-Оперы» Вячеслав Стародубцев, по актерскому мастерству - педагог колледжа №61 Е.Миронова и режиссер «Жар-птицы» В.Ющенко, по вокальному мастерству - профессор кафедры сольного пения вокального факультета Московского государственного университета культуры и искусств Л.Овчинникова, по театрально-оформительскому искусству и искусству костюма - педагог колледжа №61 Н.Мызина.

24 декабря 2007 года на сцене «Геликон-Оперы» состоялись торжественное закрытие фестиваля, церемония награждения участников и гала-концерт театральных коллективов школьных музыкальных театров и солистов театра «Геликон-Оперы». Можно сказать, что особую награду за постоянную заботу о системе образования получила Москва - такого блеска и творческого уровня школьников сегодня не имеет ни один регион России.