- В сентябре 2007 года в правительстве появился новый орган - Госкомитет по делам молодежи. Он вобрал в себя полномочия и функции, которые были возложены на другие структуры. Значит ли это, что до создания комитета четко выстроенную политику в отношении молодежи проводить не удавалось, и в какого рода поддержке молодежь нуждается сегодня?

- Надо сказать, что это уже десятое «издание» ведомства, уполномоченного государством заниматься молодежной политикой. Безусловно, если принимается решение об изменении структуры, значит, что-то не срабатывало. Если вспомнить о самом первом Госкомитете, то его ликвидация стала следствием проводимого в то время правительством страны курса: вопросы социального развития тогда стояли на втором плане.

Нынешнему комитету делегированы достаточно большие полномочия. Безусловно, это показывает заинтересованность исполнительной власти в решении серьезных задач работы с молодежью. Однако сам факт создания структуры еще не говорит о том, какие она принесет результаты. Думаю, об этом можно будет судить только осенью следующего года, когда будет сформирован штат, налажена работа с регионами.

Те подходы, которые сейчас провозглашает новое руководство комитета, стратегически созвучны с тем, о чем долгое время говорили лидеры молодежных организаций. Во-первых, понимание того, что молодежная политика - это не только сфера социальной защиты. Молодежь - это не пенсионеры, которые нуждаются в ежедневной заботе. Подрастающее поколение способно заботиться о себе. Задача государства в том, чтобы создать необходимые условия для реализации идей молодых людей, всячески поддерживать их инициативы. И здесь нужно определить приоритеты. Для Госкомитета - это работа с талантливой молодежью, с подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию.

Хочу добавить, что винить людей, которые ранее работали в сфере молодежной политики, наверное, было бы неправильно, поскольку ресурсное обеспечение этой деятельности было очень скромным и измерялось чуть ли не статистической погрешностью бюджета. В то же время в регионах на эти цели выделялись гораздо более серьезные суммы. В Москве, например, на целевую программу «Молодежь Москвы» предусмотрены десятки миллиардов рублей.

- Почему же такое не происходило на федеральном уровне? Не хватает лоббистов?

- Причина в другом. На региональном уровне затрат на молодежь должно быть в принципе больше, чем на федеральном, поскольку именно в субъекте федерации происходит общение молодежи с властью, общественными организациями, на местах реализуются соответствующие программы. И тут все зависит от приоритетов, которые выстраивает руководитель региона. Ну и, конечно, от бюджета. Хотя, на мой взгляд, экономить на молодежи не стоит. Это ведь не только будущее нашей страны, но уже и ее настоящее.

- Как соотносятся задачи адресной поддержки молодежных инициатив и воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств?

- Я считаю, что государство не должно в чистом виде «воспитывать» молодежь. Эту функцию оно отчасти должно выполнять в отношении детей через систему образования. Чем должно быть образование? Это не только получение суммы знаний, то есть не только обучение, но и воспитание. Выделение одного и нивелирование другого - неверная тенденция. А вот уже потом, в вузе или на работе, государству не следует заниматься воспитанием в чистом виде. Ведь молодой человек сложно поддается прямому воздействию, это может вызвать у него чувство протеста. Помните, в фильме «Холодное лето

53-го...» из уст одного персонажа звучит фраза: «Мы тебя научим Родину любить». Так вот, нельзя научить любить Родину. Нужно создавать условия, чтобы эти чувства возникали. У молодежи должны быть основания, чтобы гордиться своей страной. Если государство создает такие поводы, то, безусловно, гражданин будет испытывать патриотические чувства.

Что касается социальной адресной помощи, то тут государственным органам нужно действовать так, чтобы молодым людям было ясно, где и как они могут реализовать свои инициативы. То, что сейчас уже второй год выделяются гранты молодежным общественным организациям, и есть часть такой работы. В прошлом году, например, было выделено около 240 миллионов рублей. То есть надо показать, что твоя деятельность может быть полезной и может приносить результат.

- В последнее время в Интернете повышенную активность проявляют молодые люди, входящие в те или иные политические движения или просто интересующиеся политикой. Ваша организация иного рода, она скорее социально-ориентированная. Почему люди, занимающиеся социальными проблемами молодежи, не так часто обсуждают в «сети» свою «профильную» проблематику?

- Отвечу просто: им некогда - они занимаются делом. Есть, правда, и оборотная сторона медали. Большинству СМИ, которым предлагаются материалы на соответствующую тему, это неинтересно. Мне кажется, что в журналистской среде сложился стереотип относительно того, что интересно читателям или зрителям, а что - нет. Считается, что рейтинг могут дать только программы, где есть какие-то скандалы, подробности личной жизни звезд и тому подобное. На самом же деле, СМИ имеют очень важную воспитательную функцию. Телевидение, например, может и должно сформировать другую культуру потребления.

Пока же могу вспомнить лишь одну удачную попытку популяризации социальной инициативы - это Дельфийские игры, хороший социальный проект, который стал известен благодаря профессионализму людей, занимающихся им. Но ведь есть еще множество других программ, о которых, несмотря на масштабы, известно лишь их участникам. Например, программа «Российская студенческая весна». Каждый год в ней участвует несколько сот тысяч человек, но широкая аудитория по большому счету об этом ничего не знает.

- Может быть, тогда вашим представителям стоило бы поучаствовать в каких-то «рейтинговых» молодежных программах, шоу и так далее?

- А зачем нам пиар ради пиара? Задача Национального совета молодежных и детских объединений России - координация деятельности входящих в него организаций. Совет объединяет 41 общероссийскую и межрегиональную организации и 32 «круглых стола» молодежных и детских организаций в субъектах Российской Федерации. Мы занимаемся своей работой, пытаемся найти взаимопонимание с государственными органами, стараемся обратить их внимание на наши проблемы. Могу без ложной скромности сказать, что создание Госкомитета по делам молодежи - это в том числе и наша заслуга. Полтора года мы целенаправленно лоббировали эту идею.

- Часто приходится слышать от старшего поколения разговоры, что в молодости они были более образованными, начитанными, чем сегодняшние молодые люди. Вы с этим согласны?

- Я так не считаю. Наоборот, в последнее время молодежь стала больше читать. Причем речь идет не только о привычном нам печатном формате, но и об электронных носителях. Знаю очень многих молодых людей, которые в машинах слушают не радио или диски с музыкой, а аудиокниги, книги читают в Интернете. Да и в книжных магазинах полно молодых покупателей. Об этой тенденции хорошо говорит исследование, проведенное торговым домом «Библио-глобус». Они пришли к выводу, что больше всего книг у них приобретают люди в возрасте от 20 до 30 лет. Причем достаточно серьезные книги - учебную, образовательную литературу.

Что касается отношения к молодежи старших поколений, то это скорее стереотип. Мы тоже провели социологический опрос. Интервьюеры задавали прохожим на улицах два простых вопроса. Первый: «Какие ассоциации у Вас вызывает слово «молодежь»?». У многих это - темные подъезды, бутылки с пивом и тому подобное. Другой вопрос звучал так: «Какие у Вас ассоциации со словом «молодость»?». И люди начинали говорить о первой любви, цветах и других приятных воспоминаниях. Это к тому, что такое межпоколенческое непонимание есть всегда и во всех странах. Молодежь сейчас совершенно точно не хуже, чем 20 или 30 лет назад, она просто другая. Каждое поколение ставит свои приоритеты. Нынешнее - более прагматичное, оно по-другому относится к образованию, к работе. И молодого человека сейчас очень сложно увлечь какими-то лозунгами, которые не подкреплены реальными делами. Сейчас хорошо научились разбираться, где правда, а где - «голая» пропаганда. Это дает основания надеяться, что у нашей страны очень светлые перспективы.

Визитная карточка

Соколов Александр Валентинович родился

4 августа 1970 года в г. Костроме. Окончил Костромской государственный педагогический институт им.Некрасова. В 1992-1997 гг. работал в Комитете по делам молодежи администрации Костромской области, был заместителем председателя Костромского областного комитета Российского союза молодежи. С 1994 по 1997 г. - председатель Совета молодежных и детских объединений Костромской области, потом до 2003 г. - секретарь ЦК Российского союза молодежи. С 2003 г. - второй секретарь ЦК Российского союза молодежи. Помимо этого являлся председателем Ассоциации студентов и студенческих объединений (1998-2003 гг.) и директором исполнительной дирекции программы «Российская студенческая весна» (1999-2003 гг.). В 2000 г. был доверенным лицом кандидата в Президенты РФ В.В.Путина. С 2003 г. - председатель Национального совета молодежных и детских объединений России. Председатель Российского национального комитета европейской компании «Все различны - все равны», член Российского организационного комитета «Победа».