В свое время, к сожалению, из законодательства вычеркнули, что школа - учебно-воспитательное учреждение, но мы стали делать по-прежнему. Почти во всех школах у нас созданы музеи по тем или иным направлениям, которые стали центрами воспитательной работы. Например, в девятой школе с историко-этнографическим направлением - музей матери, в седьмой экологической школе - два музея: минералогии (камня) и экологии, и целый этаж выделен под кружковую и экологическую работу. И само оформление школы «подстроено» под экологическую работу и под природоохранную деятельность. На одном этаже - лекарственные растения, на другом - животные, занесенные в Красную книгу... И в других школах, если берется какое-то направление, то оно отслеживается досконально. В шестой русской школе мы открыли часовню Святого Дмитрия Солунского (недействующую), потому что его икона была иконой стрелецкого полка, когда открывали крепость Камышинку. Есть у нас и немецкая школа (№10). В ней - музей немецкой культуры, в оформлении кабинетов использованы мотивы из произведений немецких писателей, поддерживается связь с Германией. Сохранен Дом учителя, где работают советы молодых учителей и ветеранов педагогического труда. Есть оздоровительно-образовательный центр для детей. В стареньком кинотеатре мы сделали Детский дворец культуры. Есть своя самостоятельная хореографическая школа, отдельная и такая же самостоятельная художественная школа. Наконец, свое ремонтно-строительное управление, входящее в систему образования, где трудятся 150 человек. Со своей техникой и станками, цехами. Оно готовит мебель для школ, проводит ремонт. В штате РСУ - инженеры-сметчики, составляющие сметы по заявкам директоров школ и дошкольных образовательных учреждений на ремонт крыши, потолков, отопительной системы и так далее, инженеры-строители, электрики, теплотехники, инженеры по пожарной безопасности. РСУ вполне окупает себя. В Камышине три музыкальные школы, станция туристов, своя загородная база на берегу Волги на 50 мест для семейного отдыха - для детей с родителями или учителями, несколько спортивных школ, включая шахматную.

А пони тоже кони

Эколого-биологический центр существует в Камышине с 1978 года. «Хотелось бы, чтобы дети стали не просто экологами и биологами, но и просто хорошими, отзывчивыми людьми», - говорит о его задачах директор Тамара ИвановнаЧеванина. Здесь во всех кружках ведется исследовательская работа. Традиционно проводится акция «Родной Камышинке - чистый берег». Ребята убирают берега и, чтобы их не размывало, сажают ивы. Центр активно работает со школами города.

Кто любит рыб, тому нужно прийти сюда, в кружок аквариумного рыбоводства. Здесь можно научиться делать и оформлять аквариум, выращивать и ухаживать за рыбками, словом, всему, что необходимо для того, чтобы они радовали человека своей красотой и изяществом. На базе кабинета экологии работает кружок здорового образа жизни, здесь учат, как сберечь здоровье, искусству массажа, и программы кружка реализуются на базе других школ. Приметы кружка - шведская стенка, массажные мячи. В этом году предполагается открыть кружок иппотерапии При центре поселились несколько маленьких лошадок-пони. Действует экологический театр, который ставит пьесы для дошколят и школьников. Кабинет орнитологии, где проводятся теоретические занятия по изучению птиц и летом организуются экскурсии на природу. Есть особое помещение, где содержатся птицы: сова, попугаи, канарейки. Есть «Кабинет природы и фантазии», где изучается фитодизайн. Он украшен разными поделками из засушенных цветов, соломки и другого природного материала, в том числе картинами из тополиного пуха. Центр выращивает до 500 кроликов. Есть теплица, и сейчас, зимой, здесь черенкуют герань. Летом цветы высаживают во дворе центра. Весной на продажу выращивают помидоры, капусту, баклажаны, перец.

Эколого-биологический центр посещают более 1200 ребят, его педагогический коллектив - неоднократный победитель городского конкурса среди учреждений образования.

Всем рекордам наши звонкие дать имена

Визитная карточка камышинского Дома детского творчества - круглогодичная выставка, где представлены работы ребят. Это модели самолетов, ковры, изделия из бисера, мягкие игрушки, резьба по дереву. Любой материал преображается, если у тебя умелые руки и фантазия. Обычная черная автомобильная покрышка превращается в белого лебедя, а из конфетных фантиков получается красивое, легкое, пестрое платье. Для выставки выделен особый, самый большой зал. Экспозиция постоянно меняется. Здесь происходит защита экспонатов и моделей, проходят награждения. Выставляется порядка 600 экспонатов по разным направлениям, Дом творчества посещают около тысячи детей. Здесь действует 17 кружков по пяти различным направлениям, восемнадцатый - военно-патриотический клуб «Сталинград». Он начинался с кружка по основам военного дела, который уже через пару месяцев превратился в клуб. Его участники подготовили свой музейный уголок, несколько фильмов о своей деятельности. Все, что подростки изучают здесь теоретически, а это 17 дисциплин - строевая подготовка, военная психология, этика, эстетика, курс военной истории, военная топография, медицина и так далее, затем проходит проверку в полевых занятиях. Ребята готовят фильмы о самих себе. При клубе также создан поисковый отряд «Багратион».

В 1976 году в Камышине появилась детская спортивная школа №2 олимпийского резерва. Ее главные направления - футбол и волейбол, проводятся также чемпионаты города по культуризму. Выпускники школы играют в командах второй и первой лиги по футболу. Тренеров сегодня 10 человек, учащихся около 600. Когда-то на этом месте был песчаный карьер. В 1930-х годах началось строительство здесь камышинского стеклотарного завода. Чтобы его снабжать сырьем, в карьере вырабатывали песок. Минули годы, и теперь возле школы, построенной здесь, - три открытых футбольных поля. Другие детско-юношеские спортивные школы Камышина специализируются по легкой атлетике, настольному теннису, плаванию, шахматам.

Вообще о системе дополнительного образования Камышина, да и не только о ней, можно говорить много, но, к сожалению, в рамки одной газетной статьи не уместить всего. Однако об одной особенности упомянуть нужно. Благодаря инициативе Владимира Подхватилина все школы города выписывают «Учительскую газету». И это тоже пример для подражания!

Камышин