Самой популярной номинацией стала «Организация внеклассной работы по предмету». Учительницы биологии - такие выдумщицы, их фантазия просто бьет ключом! Лидия Астрикова из Усть-Абаканской школы (Республика Хакасия) проводит с ребятами КВН «Будьте здоровы!», где за веселыми шутками скрывается большая работа по формированию здорового образа жизни. Ирина Касьянова из Амурской области организовала «Школу дикой природы», в которой ребята могут изучать жизнь уникальных природных комплексов.

Играть можно и на уроках, например, Лидия Панченко из школы №4 Горно-Алтайска (Республика Алтай) организовала для семиклассников «Поле чудес»; а еще она смело задает загадки всем своим ученикам, справедливо полагая, что уж они-то сумеют их разгадать. Мозги семиклассников школы №7 Качканара (Свердловская область) Наталья Пранис развивает на эколого-биологических брейн-рингах, а ее коллега, Ольга Воробьева, создает мультимедийные проекты, например, «Физиология питания» и «Понятие о микроорганизмах».

Соросовского лауреата - Валентину Ратченко - знают не только в школе №1 поселка Кавалерово (Приморский край); ее ученики успешно поступают в вузы по всей стране. Идея провести открытые уроки для родителей и показать, чему научились их дети, очень продуктивна. На конкурс Валентина Ильинична прислала разработку одного из таких внеклассных мероприятий - «В институте биологии».

Работа преподавателя Самарского муниципального университета Наяновой Ирины Куцевой «Летние учебно-исследовательские задания по ботанике» полна замечательных находок.

На уроках географии становятся ближе далекие страны, а просторы Родины - еще понятнее и роднее: Анна Гасай из школы №7 Абакана урок в 8-м классе назвала «Замечательная природа Республики Хакасии», Татьяна Машкина из школы №1 Мариинска (Кемеровская область) проникновенно и поэтично представляет реки Кузбасса и особенно «Красавицу Кию».

Елена Зинатуллина из Рощинской школы Стерлитамакского района (Республика Башкортостан) прислала солидную коллекцию - 6 работ, среди них даже устный журнал «Экологический бумеранг».

Нина Самарская из Омска работает в коррекционной школе №18 VIII вида, на занятиях в соответствии с индивидуальными возможностями она делит учеников на группы. Именно так выстроен ее урок «Заказники Омской области». Людмила Макарова преподает в Воронежской школе-интернате №1, подготовленный ею урок-конференция с презентацией «Антарктида - самый загадочный материк» наверняка добавит романтики в жизнь ее подопечных.

Лариса Боброва из Ростова-на-Дону работает в школе-интернате №38 IV вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. На конкурс она представила 3 урока цикла «Путешествуй по Дому - по Тихому Дону», в которых ребята познают свою малую родину через практическую деятельность.

Все работы интересны, но на меня произвел особое впечатление урок «Путешествие по Южным материкам», конкурсная работа Татьяны Михайловой из Новорогачинской школы Городищенского района (Волгоградская область): конечно, он интересно задуман и прекрасно оформлен.

«Островок здоровья» непременно должен быть в начальной школе. Его придумала Светлана Алибаева, классный руководитель 6-го класса Рощинской школы Стерлитамакского района (Республика Башкортостан). В начальной школе есть предмет, тесно связанный и с биологией, и с географией, и со здоровым образом жизни - «Окружающий мир». В городе Ядрин (Чувашская Республика) в школе №3 Альбина Долгова учит своих малышей не только правильно сидеть и ходить, но даже правильно дышать, проводит урок-практикум «Воздух. Свойства воздуха».

Счет проверенных только мной работ уже перевалил за сотню, не настало ли время сменить название конкурса на «Тысячу друзей»?

Елена ЗАЧЕСОВА, методист и старший преподаватель Московского института открытого образования