Работа О.И.Толстовой, занимающейся по программе Д.Б.Кабалевского, представлена в сокращенном варианте, что не способствовало качеству разработки (отрывочность и часто небрежность чисто текстовая: «Впишите сокровища в материнское сердце...»). Работа до предела насыщена информацией, но не всегда необходимой (урок в 5-м классе).

Л.Я.Абрамова свою работу посвятила изучению музыкальной терминологии учащимися младших и средних классов. Задачи - обучающие, развивающие и воспитывающие - решены с помощью игровых и творческих заданий. Построено занятие в форме путешествия от А до Я по миру музыкальных терминов. Попутно дается информация о мире искусства, вплоть до балетных терминов и сведений общеобразовательного характера. Интересны игровые моменты - каждый может попробовать себя в роли дирижера, объяснены основные жесты этого «командира оркестра».

Для учащихся коррекционной школы создана разработка урока по теме «Музыкальное путешествие в сказочный лес» учителем музыки и пения из г. Исилькуль Омской области Е.Е.Маштаковой. Работа преподавателя рассчитана на учеников 2-го класса. Поставленные задачи - образовательные, развивающие, воспитательные - решаются Е.Маштаковой в тесном эмоциональном контакте с детьми. Помощь ей оказывает и необходимое оборудование: точно подобранные диски с записями и даже костюмы для инсценировки. Во время урока дети учатся слушать звуки природы и, подражая ей, воспроизводить их доступными им средствами; они рисуют, изображают различных животных, подражая их позам и голосам; при помощи барабана, погремушек, треугольника изображают завывание ветра, гром, звон капели. Слушают цикл П.И.Чайковского «Времена года».

Цельность и эмоциональность, свойственные этому занятию, подкупают непосредственностью. Детям на этом уроке не только интересно, но и весело.

Елена БАРУТЧЕВА, преподаватель музыки