Уже много лет учительская мысль трудится над интеграцией. Сначала это была интеграция материала в «опорные конспекты», «блоки» и т.п. Объединялись элементы внутри самого предмета. Межпредметные связи искались, например, между алгеброй и геометрией. Реже - находились параллели с информатикой, по той простой причине реже, что информатику мог вести другой учитель, специализирующийся по компьютеру.

Нечего и говорить, программа по математике - не разбежишься. Много усилий приходится прилагать, чтобы хоть что-то интересное и красивое вычленить и акцентировать на этом внимание.

И вот, наконец, найдено новое решение. Ольга Юрченко, хутор Кузнецовский, Волгоградская область. Внекласская работа. «От успешного учения в школе - к успешной карьере взрослого человека». Само название говорит за себя: не декларативно, а в реальной работе ученики видят действенность математического метода. Это групповая работа, по форме напоминающая «бригадный метод» 20-х годов (метод проектов). А исследуются судьбы бывших учеников школы, хорошо известных всем людей, семей: ведь в небольших поселках все про всех знают. И обмануть никого невозможно. И показывается уже методами математики, доступными для школьника, его «родными» алгебраическими методами, как старательность и прилежность детей в школе приводит в будущем к успешности их работы на производстве, в сельском хозяйстве, к благополучию в жизни.

И это, конечно, помимо математического, имеет глубокий моральный и воспитательный аспект.

Работа проходит по номинации «Внеклассная работа» - еще такие формы не вошли в ткань основного учебного плана. Но это, думается, наше будущее.

Есть и другие хорошие, очень творческие работы. Например, Е. Хаткевич,110-я школа Челябинска, предлагает достаточно оригинальный метод подачи материала планиметрии как бы сквозь призму стереометрии. Обычно делают наоборот. Т. Маликова, Дуванский район, с. Ярославка, разработала замечательный сценарий математического поэтического вечера. Удивляет высокое литературное качество. Т. Васильева, дядьковская школа №5, тему «Десятичные дроби: тайны и открытия», 5-й класс, дает как своеобразный маленький спектакль...

В мою задачу при подведении результатов конкурса не входит расшаркиваться в реверансах и петь комплименты. Поэтому я считаю, было бы правильным перейти к серьезному разговору о недостатках.

Вот характерный пример. Идет обучение счету. Детям предлагается совершить путешествие на космическом корабле с одной планеты на другую. За каждый перелет нужно решить какую-то группу примеров. Такой способ годится для многих тем. Кроме того, детей можно разбить на группы и устроить соревнование. И что, спросите вы, в этом плохого? Таких или подобных работ на конкурс присылалось всегда много. А на конкурс в этом году - особенно.

Попробую объяснить, что здесь происходит. Когда детям дают горькую пилюлю, ее требуется подсластить - иначе ребенок откажется принимать. И тут, очевидно, учитель действует по тому же методу. Но - смотрите! - учитель соглашается, что математика есть «горькая пилюля». А ученики прекрасно понимают, что им говорят: математика - это нечто в высшей степени неприятное.

И тогда мы ищем «сахар» не в потрясающей красоте математики как науки и не в связях ее с реальной окружающей нас жизнью, а, например, в нашем представлении о том, что все маленькие дети хотят быть космонавтами (хотя это уже совсем не так). Что было бы уместно, пожалуй, разве что на уроках астрономии...

И другая сторона: есть учебный план. Детей надо научить определенным вещам по списку, и тут уж ничего не поделать. Поэтому «метод подслащивания пилюли» становится своего рода «педагогической технологией», навсегда негативным отношением к математике у большинства выпускников.

Технология носит высокое название «педагогическая». Это не промышленная технология, даже не хай-тех - это гораздо выше! Здесь мы имеем дело с человеком. И от того, как он будет относиться к математике, зависит и его отношение к жизни.

Евгений Беляков