Наиболее опасны для развития личности ребенка различия в требованиях семьи и школы, так как они вызывают недоверие к правильности всех табу. Противоречия между значимыми людьми (родителями и учителями) неизбежно приводят ребенка к дезориентации. Еще больший вред оказывают негативные высказывания учителей в адрес родителей или критика, обсуждение членами семьи учителей.

Основная педагогическая информация в настоящее время черпается родителями из глянцевых журналов, которые заинтересованы в рейтинге и в спорном освещении действительности, вследствие чего родители не получают ответов на насущные вопросы. Муссируемая и поддерживаемая СМИ потребность следовать престижу, соответствовать самым высоким уровням достижений подхлестывает родителей ставить перед ребенком задачи, которые не соответствуют его возрасту, особенностям развития и физическим возможностям, зачастую тем самым пытаются воплотить в ребенке личную невыполненную программу развития. Чтобы не происходил такой крен, школа должна вести широкую просветительскую работу по разъяснению основных задач и возможностей детей на различных этапах возрастного развития. Доверие родителей к школе, к педагогам, вера в то, что учителя несут детям добро, позволит прислушаться к их мнению.

Педагоги не могут заменить ребенку родителей, они несут ответственность только за процесс, происходящий в стенах школы. Часто, приводя ребенка в школу, родители полагают, что школа должна вернуть им отлично обученного и воспитанного человека, забывая, что это двусторонний процесс. Готовность взять на себя ответственность за реализацию своей роли в программе развития ребенка - это результат совместных усилий педагогов и родителей. Редко случаются ситуации, когда родители встречаются с педагогами, чтобы похвалить друг друга и сказать спасибо. Зато ругают при всех и встречаются для того, чтобы пожаловаться - родители на учителей, учителя на детей и бездействие родителей.

В чем точки соприкосновения родителей и педагогов? Желание блага ребенку. Что же может способствовать взаимодействию? Взаимопринятие ролей партнеров по воспитательному процессу. Четкое распределение обязанностей по отношению к ребенку. Взаимное ознакомление с конечной целью развития, их единство. Родители должны понимать образовательный путь ребенка, предлагаемый школой, высказать свои ожидания и иметь возможность принять участие в выработке общего курса по развитию ребенка.

Осознание последствий различных действий, как тех, что ведут к негативу, так и формирующих желаемое будущее (соотношение: вклад - результат, цель - вектор и скорость движения).

Поиск общего языка. Этому будут способствовать такие формы взаимодействия, как просветительская работа с родителями, которая подразумевает беседы, лекции, диспуты на темы психологической зрелости, протекания различных возрастных кризисных периодов в развитии и взрослении ребенка, повышения педагогической компетентности родителей.

Родительские собрания имеют большое значение для выработки общей позиции по развитию школы. Без поддержки родителями такой программы по основным направлениям школа не может существовать, потому что родители учащихся являются основными заказчиками на работу педагогического коллектива. Общей целью и родителей, и педагогов является благо для ребенка. Каждый из них должен внести свой вклад в общее дело. Родители и педагоги должны быть союзниками, а не стоять по разные стороны баррикад. В установлении диалога ведущую роль имеет тот, кто его начинает. И эту роль на себя должен взять педагогический коллектив, так как ему предстоит объединить интересы всех детей, чтобы не ущемить права ни одного ребенка.

Сергей МИХИН, директор центра образования №118, кандидат педагогических наук, Москва