Причины неуспешности

Большинство отстающих учеников имеют нормальный, или сохраненный интеллект. Однако общетрудовые, двигательные и спортивные навыки у них формируются без всяких трудностей. Они легко и хорошо запоминают содержание фильма и пересказывают его. В играх, развлечениях проявляют прекрасную сообразительность и практическую смекалку. Известный исследователь проблемы школьной неуспешности Н.Менчинская считает, что причина здесь кроется в утрате позиции школьника. Такие дети потеряли интерес к учебе. Прилагать какие-либо серьезные усилия такие ребята не хотят. В школе они или смиряются с утратой уважения своих одноклассников и ищут другие группировки, где бы они пользовались признанием и популярностью, или в своем классе находят другие средства привлечения к себе внимания учителей и ребят, например: нарушение дисциплины, особая манера одеваться, говорить, демонстрация силы или символов социального престижа.

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье.

Причины биопсихологического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и воспитания.

Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, профессиональные действия учителя - решающий фактор в развитии школьника.

Исследования называют более конкретно причины неудач в учебе: жесткая система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности ребенка; единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Средства преодоления неуспешности

Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация контроля обучения, тесный контакт и работа с родителями.

Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. Это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Посещение занятий обязательно.

Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись планируемая воспитательная работа, которая будет направлена на развитие интереса у учащегося к обучению.

Педагогический коллектив центра образования №118 всерьез озабочен этой проблемой современной школы, активно изучает проблему неуспешности детей младшего школьного возраста.

У нас разработана система по профилактике школьной неуспешности в рамках начальной школы.

Педагогическая профилактика

В центре образования №118 четко отслеживается взаимосвязь работы классного руководителя, учителя и психологической, логопедической служб школы, так как стратегия нового обучения видит своей задачей не столько приобретение учениками «готового продукта» - знаний, сколько «орудия добывания» знаний - активного самостоятельного индивидуального мышления. Только различные психологические исследования могут показать, каково умение самостоятельно мыслить, как функционирует логическое мышление школьника, присутствуют ли различные дефекты, касающиеся как содержания логических приемов, так и степени их осознанности, обобщенности, развернутости.

Для профилактики неуспешности важна тесная связь основного обучения с дополнительным образованием, так как очень часто неуспешный ребенок в обучении является успешным в области искусства и спорта (физической культуры). И данный факт профессиональный учитель должен использовать в своей практике, предлагая ученику группы риска задания, связанные с рисованием, художественным трудом, музыкой, выразительным чтением и т.д. Структура нашего центра образования позволяет активно вовлекать всех учащихся в различные виды деятельности за счет расписания, которое включает в себя такие занятия в рамках дополнительного образования, как: хоровое пение, хореография, бисероплетение, лепка, английский язык, дымковская игрушка, групповые занятия с психологом, занятия в рамках программы «Азбука логики». Предметы дополнительного образования дают возможность регулярно менять вид деятельности, что позволяет ребенку избежать переутомления.

Детей, которые являются неуспешными в учении, необходимо активно включать в коллективные творческие дела, давать посильную роль, задание, повышая тем самым как их самооценку, так и авторитет в классном коллективе. Не оставлять без внимания, поощрять ученика за незначительные успехи как в учебной, так и внеурочной деятельности. Психологи дают не только психологический портрет конкретного ученика, но и определяют эмоциональный климат в классе и дают рекомендации.

Учитель должен быть внимательным к проявлению интереса к любому делу у неуспевающих, чтобы формировать мотивацию к обучению. С учетом психологических и физиологических особенностей учащимся во время урока предлагаются разноуровневые задания, карточки. После специальной диагностики внимания, проводимой школьным психологом, учителю даются рекомендации по времени опроса каждого отдельного ученика в зависимости от уровня его внимания и утомляемости. Например, слабоуспевающего ученика лучше спрашивать в самом начале урока, тем самым создавая ситуацию успеха и обеспечивая лучшее усвоение материала.

В центре образования №118 уделяется большое внимание организации и проведению мероприятий в рамках проекта «Ярмарка идей на Юго-Западе», проводимой Управлением образования Юго-Западного округа Москвы. Психологи, проведя исследование в 1-м классе и выявив детей группы риска, предложили проект под названием «Волшебные пальчики». Для подготовки и защиты данного проекта были выбраны дети, попавшие в группу риска.

Педагогическая диагностика

В рамках начальной школы центра образования №118 регулярно проводится тестирование учеников по темам изученного материала по русскому языку, математике и проводится замер по технике чтения.

Сопоставление общей динамики успеваемости младших школьников, воспитывающихся в семье и вне ее, и их отношения к учебной работе наглядно свидетельствуют о том, что детям необходима психологическая поддержка семьи. Важно, чтобы кто-то интересовался успехами младших учеников, контролировал ход учебного процесса и, в частности, выполнение домашних заданий. Если ребенку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным им результатам работы, то очень скоро он перестанет стремиться к улучшению своих показателей.

Педагогическая терапия

Администрация центра образования отслеживает каждые две недели выполнение работы над ошибками в рабочих и контрольных тетрадях, в тетрадях для словарной работы и математических диктантов, организуя как групповые, так и индивидуальные занятия с неуспевающими учащимися.

Вывод: для профилактики неуспешности важны абсолютно все аспекты образования и воспитания. Важны тесная связь учителя, психолога, родителя и постоянный контроль за качеством знаний со стороны школы, а также со стороны родителей. Начальная школа центра выбрала для себя такой девиз: «Если хочешь в чем-то быть лучшим, пробуй себя во всем!»

Ольга КАРПИЧКО, заместитель директора первой ступени обучения центра образования №118