Пояснительная записка

Учащиеся знакомятся с профессией дизайнера-графика, с каноническими видами прикладной, оформительской, деловой и чертежной графики, закономерностями шрифтового оформления, использованием фотографии в публикациях и печатной рекламе.

Курс рассчитан на тех, кто уже имеет представление о некоторых возможностях компьютерных технологий, в том числе и графических средствах ЭВМ из курса «Информатика и ИКТ», и изучал предметы «Изобразительное искусство» и «Черчение» по программе общеобразовательных школ.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу, пробуждающую творческую активность школьников. Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ на ПК и домашних эскизов на бумаге. Конкретный материал, очередность и сроки выполнения работ - все это определяет учитель.

Задачи и упражнения должны носить творческий и индивидуальный характер.

Под творческим проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя.

Использование метода проекта позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность.

«Компьютерный дизайн» для учащихся 8-9-х классов ориентирован на предпрофильную подготовку. Рассчитан на 34 часа (8-й класс) и 68 или 34 часа

(9-й класс) соответственно. Из них 1/3 учебного времени отводится на теоретическое обучение и 2/3 - на практическое обучение.

Спецкурс «Компьютерный дизайн» для учащихся 10-11-х классов рассматривается как продолжение образования и направлен на профильную подготовку учащихся. На изучение курса отводится 136 часов (2 часа в неделю).

«Компьютерный дизайн»

(спецкурс для учащихся 8-11-х классов общеобразовательных школ)

Содержание курса

Компьютерный дизайн

(27 ч)

Компьютерная графика. Что такое компьютерная графика? Применение машинной графики в науке, технике, искусстве, в учебном процессе. Перспективы использования компьютерной графики в различных сферах деятельности человека. Виды компьютерной графики: растровая, векторная, достоинства и недостатки, области применения. Графическая система компьютера. Устройства ввода-вывода графической информации. Их основные характеристики и принципы работы. Компьютерные цвета. Цветовое разрешение. Основные форматы графических файлов.

Растровый графический редактор Paint. Интерфейс, инструменты и приемы работы в графическом редакторе. Графические примитивы. Инструменты рисования: карандаш, кисть. Выделение и трансформация выделенной области. Копирование, удаление, перенос. Работа с текстом. Редактирование цвета. Работа с файлами: сохранение в разных форматах, открытие, закрытие файлов. Векторный графический редактор Xara. Интерфейс, инструменты и приемы работы в графическом редакторе. Графические примитивы. Инструменты рисования. Геометрические операции с объектами. Заливки.

Основы дизайна. Художественные критерии изображения: форма, пропорции, цвет, композиция. Общие понятия из области цветоведения и композиции. Понятие перспективы. Пропорции рисованных объектов. Понятие о шрифтах. Дизайн: история, виды. Графический дизайн. Прикладная графика (экслибрис, герб, фирменный знак, монограмма, логотип). Оформительская графика. Орнаменты: виды орнаментов народов мира. Декоративные украшения книги: буквица, заставка, концовка, иллюстрация. Новогодние фантазии: символика и атрибутика новогодних праздников. Пейзаж. Натюрморт. Витраж.

Требования к уровню подготовки учащихся

Компьютерная графика и дизайн

Учащиеся должны знать: Что такое компьютерная графика; виды компьютерной графики, достоинства и недостатки, области использования; графическую систему компьютера; устройства ввода-вывода графической информации и принципы их работы; основные графические форматы: bmp, gif, jpg. Возможности графического редактора Paint. Основы цветоведения, построения композиции, перспективы, пропорции.

Учащиеся должны уметь: Работать с основными устройствами ввода-вывода информации; приводить примеры использования графики в жизни.

Эффективно работать в графическом редакторе Paint; использовать приемы рациональной работы для создания изображений.

Творческое проектирование

Учащиеся должны знать: Алгоритм создания проекта.

Учащиеся должны уметь: Выбрать тему, организовать поиск информации. Выполнять работу в намеченные сроки. Составлять эскизы. Защитить проект.

Перечень учебно-методического обеспечения

Требования к технике

Для поддержания предлагаемого программного обеспечения компьютерная техника как минимум должна соответствовать следующим требованиям:

CEL 700/ 128Mb/20Gb/ 1,44/8Mb VIDEO/ CD ROM/ SB/ KEYB/MOUSE

Монитор 15"SAMSUNG

Принтер

Сканер и др.

Графический планшет

Проектор

Экран или интерактивная доска

Программное обеспечение:

Windows-9x/2000/XP

Графический редактор Paint

MS Word-2000

PowerPoint

Учебно-методическое обеспечение:

раздаточный материал

демонстрационные презентации

электронный учебник «Рисуем на компьютере»

9-й класс.

Учебно-тематический план. 68 часов (34 часа)

Содержание курса

Компьютерная графика и дизайн (50 (26) ч)

Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Векторная графика. Достоинства и недостатки, области применения компьютерной графики. Цветовые модели. Основные форматы графических файлов. Форматы векторных изображений. Конвертирование векторного изображения в растровое.

Векторный графический редактор CorelDRAW. Интерфейс программы. Инструменты, панель свойств, меню. Основные приемы построения изображения. Графические примитивы, настройка параметров. Заливка: однородная, градиентная, текстурная, узором. Многоцветная градиентная заливка, интерактивная заливка, интерактивная заливка сеткой. Инструменты рисования: свободная рука, кривая Безье, кисть. Редактирование и трансформация объектов. Придание объекта посредством инструментов: интерактивное перетекание, интерактивная заливка, перспектива. Интерактивная оболочка. Работа с текстом, фигурный текст. Геометрические операции с объектами. Эффекты.

(Растровый графический редактор Corel Photo Paint. Инструментарий Corel PhotoPaint. Коррекция изображения. Техника ретуширования. Применение художественных эффектов. Техника выделения областей изображения. Инструменты выделения. Действия с выделенной областью: масштабирование, поворот, искажение выделенной области. Коррекция области: изменение яркости и контраста. Спецэффекты. Копирование, вставка объектов. Склеивание объектов. Создание коллажей. Создание поздравительной открытки или календаря. Инструменты свободного рисования. Использование кистей, аэрографа, карандаша, ластика. Выбор цвета кисти. Выбор формы и параметров киста. Вставка надписей. Печать изображений.)

Основы дизайна. Знакомство с графическим дизайном; сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека. Художественные критерии изображения: форма, пропорции, цвет, композиция. Общие понятия о перспективе. Композиционные приемы. Основные виды шрифтов и их классификация. Требования, предъявляемые к шрифтам. Основные цвета. Цвета теплые и холодные. Дополнительные цвета. Сочетания цветов. Разработка товарных знаков и логотипов. Дизайн печатных документов: визитка, приглашение, открытка. Новогодний декор, символика и атрибутика новогодних праздников. Пейзаж. Натюрморт. Панно. Рисование героев мультфильма. Художественная обработка фотографий. Фотоколлаж.

Творческое проектирование (18 (8) ч)

Виды и этапы дизайн-проекта - набросок, эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы проектирования. Выполнение проекта «Оформление печатных изданий: реклама, плакат, грамота, поздравительная открытка».

Требования к уровню подготовки учащихся

Компьютерная графика и дизайн

Учащиеся должны знать: Виды компьютерной графики, особенности векторной графики, достоинства и недостатки, области применения. Форматы графических файлов, в том числе векторных. Цветовые модели. Возможности программы CorelDRAW, инструментарий, приемы работы. Виды шрифтов. Понятие перспективы, композиционные приемы.

Творческое проектирование

Учащиеся должны знать: Алгоритм создания проекта

Учащиеся должны уметь: Выбрать тему. Составлять план действий. Выполнять работу в срок. Самостоятельно изучать информационные источники. Проводить мини-маркетинговые исследования. Составлять эскизы. Защищать проект.

Перечень учебно-методического обеспечения

Требования к технике

Компьютерная техника, как минимум, должна соответствовать следующим требованиям:

CEL 700/ 128Mb/ 20Gb/ 1,44/ 8Mb VIDEO/ CD ROM/ SB/ KEYB/MOUSE, монитор 15" SAMSUNG

Принтер, сканер, графический планшет и др.

Проектор, экран или интерактивная доска

Программное обеспечение:

Windows-9x/2000/XP

CorelDraw 10

Corel Photo-Paint 10

MS Word-2000

PowerPoint

Учебно-методическое обеспечение:

лабораторные и практические работы

раздаточный материал

демонстрационные презентации

электронный учебник «Как рисовать на компьютере», электронный учебник «CorelDRAW 10»

Татьяна БЫКОВА, учитель информатики школы №6, Качканар, Свердловская область