Даже те, кто был равнодушен к рисованию, вообще к искусству, с радостью ходят на ее уроки и посещают кружок. На кружковых занятиях ребята осваивают кропотливую, требующую внимания, усидчивости, сосредоточенности, аккуратности технику работы, исполненной шариковой, капиллярной ручкой. Знакомятся с графическими приемами: пластикой, ритмом, симметрией и асимметрией. На таких занятиях развиваются ассоциативное, абстрактное, образное мышление, интеллект.

Надежда Ивановна Тонких имеет высшую категорию, победитель конкурса «Лучшие учителя России в рамках национального проекта «Образование» 2006 г. В минувшем году она принимала участие в нашем конкурсе «Сто друзей». Ее работа была признана экспертом лучшей среди авторских методик, присланных преподавателями изо.

Тема «Во что превращаются наши ладошки?». 6-7-е классы

Занятие кружка «Юный художник»

Цель: развивать художественное мышление, фантазию, образное воображение, композиционное мышление, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

План занятия

1. Вводная беседа - 5 мин.

2. Интеллектуальная разминка - 10 мин.

а) отгадывание кроссворда;

б) игра «Отгадай задуманное слово»;

в) загадки-стихи;

г) паттерны, или меняющиеся образы.

3. Практическая работа - 20-25 мин.

4. Подведение итогов, выставка работ.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну изобразительного искусства. Прежде чем узнать, как называется эта страна, давайте отгадаем кроссворд. (Ребята отгадывают кроссворд, называют ключевое слово.)

Сегодня мы с вами будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «декоративная графика». Она населена диковинными узорами, причудливыми линиями, загадочными пятнами...

Стоит предупредить вас, что ее жители прихотливы, манерны и избалованны. Создавая рисунок, они потребуют от вас большого терпения и усердия, хотя сами часто не хотят передавать реальную форму и освещенность предметов и порой не желают подчиняться законам перспективы. Они считают, что их главное назначение - быть нарядными, красивыми, радовать глаз. Может, они и правы, ведь «декоративный» - значит «украшенный». Поэтому есть один закон, который всегда действует в этой стране, - закон Красоты.

Вы уже поняли, что декоративная графика отличается от реалистичного рисунка, в котором обязательно передаются пространство, объем и освещенность предметов? Сравним рисунки в технике декоративной графики и реалистичные работы (анализ работ на доске).

Главные выразительные средства декоративной графики:

Точки

Линия

Пятно

Их называют простейшими графическими элементами, но они совсем не так просты, как кажется на первый взгляд.

Каждый элемент может научить вас выполнять рисунок своим способом. Технический способ выполнения рисунка мы называем графическим приемом. Ребята, послушайте стихотворение:

Дорогие мои дети,

Много есть чудес на свете.

Смело их рисуют люди;

Это яблоко на блюде,

Дом, забор, собака, миска,

Вертолет, корабль и киска,

Сковородка, стол, вагон,

Дерево, магнитофон.

Только кто же их создал,

А точней, нарисовал?

Три приятеля больших -

Точка, линия и штрих!

Штрих - от линии кусочек,

Точка - маленький кружочек,

Ну а линия большая,

И прямая, и кривая,

Может в шарик превращаться

И в зигзаги изгибаться,

Может сеточки плести,

Ведь она всегда в пути.

Сегодня мы с вами будем выполнять работу в технике декоративной графики. Наше занятие будет связано с развитием воображения, мы будем искать ассоциацию образа.

Всем приходилось наблюдать за облаками? При движении они меняются, образуя причудливые очертания. Ветер играет облаком, и мы видим новые и новые картины. Вспомним рисунок на оконном стекле, который делает мороз; можно увидеть не только деревья и ветви, но и морские кораллы и многое другое.

Игра воображения продолжается у человека в сновидениях, в мечтах, в грезах. Таким образом, мозг перерабатывает ранее накопленную информацию, эмоциональные переживания, потрясения могут вызвать яркие фантастические образы в сновидениях (Менделеев увидел таблицу во сне, Моцарт, по его словам, даже сложное музыкальное произведение мысленно представлял как прекрасную картину, Лев Толстой при написании «Войны и мира» удерживал в памяти зрительные образы героев и персонажей). В старину по обычаю на Руси гадали, стараясь в случайных силуэтах, возникающих в обожженной бумаге, в растопленном воске или в кофейной гуще увидеть знаки судьбы.

Развивать воображение мы будем на основе создания образа. А создавать мы будем образ из своей ладошки (обводим ладонь руки карандашом). Нам поможет в ассоциации образа стихотворение:

Во что превращаются

наши ладошки?

Смотрите, ведь это же

птички в окошке.

Немножко они

за стеклом посидели,

Склевали зерно

и опять улетели.

Большая медуза

плывет по волнам.

Ее из ладошки я сделаю сам.

Медузинки-крошки

за мамой спешат

И всех обитателей

моря смешат.

Мы вместе с подругой

рисуем загадку,

Ладошку-другую прижмем

по порядку,

Добавим кружочков,

раскрасим их снова.

И вот уже бабочка наша

готова.

Во что превращаются

наши ладошки?

Вот травку жует

динозавр-длинноножка.

Другой динозаврик -

любитель бодаться.

Смотрите: он явно

настроен подраться.

За пальчиком пальчик

иголкой торчит -

У ежика очень

обиженный вид:

Ему не хватило грибов

на полянке,

Остались колючему

только поганки.

Сложил я ладошки

и быстро обвел,

Наш герб получился -

двуглавый орел.

Листочки-ладошки

по ветру кружатся

И тихо на мокрую землю

ложатся.

Для развития воображения на наглядные, пространственные картины полезно следующее занятие. Назовите любой предмет и попробуйте найти для него два таких предмета, которые бы позволили вашему напарнику с большей долей вероятности определить задуманный вами предмет. Например, вы задумали слово «шапка» и для напарника назвали два слова: «голова» и «лиса», так как шапка одевается на голову и может быть сшита из лисьей шкуры. Напарник может угадать задуманный вами предмет, а может достаточно обоснованно назвать что-нибудь другое, например, «хитрец».

Отгадывая задуманное слово, мы пользуемся аналогиями, перебирая возможные варианты решения, пробуя подобрать похожие объекты по форме или выполняемым функциям, а затем с помощью ассоциаций мы объединяем, связываем полученные образы.

Предлагаю потренироваться и отгадать задуманные слова на основе двух предложенных слов:

1) стрекоза - вентилятор (Вертолет);

2) гвоздь - бумага (Клей);

3) дерево - знания (Книга);

4) солнце - комната (Лампа);

5) пустыня - машина (Верблюд);

6) карандаш - чистота (Резинка);

7) окно - мир (Телевизор);

8) дерево - еж (Кактус).

Прежде чем приступить к работе, выполним ряд упражнений на развитие воображения. Все любят отгадывать загадки. Загадки формируют образное мышление, учат воспринимать окружающий мир многогранно и помогают созданию ассоциаций. Слово, которое нужно отгадать, должно рифмоваться.

Если в твоем уголке беспорядок,

Лежат, где попало, тетрадь, карандаш,

То мама и папа (совсем не в награду)

Воскликнут сердито: «Какой...»

(Ералаш)

Стулу родственник он близкий,

Не высокий и не низкий,

Ножки есть, а спинки нет,

И зовется...

(Табурет)

Глиняный обычно он

У народов всех времен.

В сказках селится в нем джинн,

Называется...

(Кувшин)

Особое значение в формировании и развитии воображения мы отводим так называемым паттернам. Паттерном называют характерный узор, при рассматривании которого мы непроизвольно видим меняющиеся образы.

Термин «паттерн» взят из интереснейшей книги Р.Л. Грегори «Разумный глаз».

К паттернам следует отнести известный рисунок Э.Боринга «Неоднозначная теща» (рис. 1). Рассмотрите хорошо, и вы увидите голову отвернувшейся молодой женщины, увидите ресницы левого глаза, левое ухо, украшение на шее. В этом же рисунке можно рассмотреть и старуху. То пятно, которое у молодой женщины обозначало ухо, у старухи обозначает глаз. Украшение на шее молодой женщины оказывается ртом старухи. Видите эти образы? На рис. 2 помещен другой паттерн. Без каких-либо усилий с вашей стороны вы видите попеременно два образа: то профили двух лиц, то белую вазу на темном фоне.

А вот еще некоторые паттерны (рис. 3, 4, 5). На рис. 3 попеременно видятся то три кубика, у которых грани справа черного цвета, то три кубика, у которых черного цвета грани слева. На рис. 4 также попеременно видятся два разных образа. Один из них - ступени лестницы, сбегающие слева направо: верхняя светлая часть рисунка изображает дальнюю от зрителя стену. Второй образ - ступенчатая ниша в стене; верхняя светлая часть рисунка теперь изображает ближнюю к зрителю стену. Рассмотрите теперь рис. 5. Начинайте это делать с центральных кубиков, которые будут давать образы в соответствии с рис. 3, а они повлекут за собой либо образы ступеней, либо образ ниши в стене.

А теперь на основе прочитанного стихотворения «Во что превращаются наши ладошки» каждый создаст свой образ. Учащиеся приступают к самостоятельной работе. (Звучит музыкальная композиция.)

Надежда ТОНКИХ, учитель изобразительного искусства школы №13, Железногорск, Курская область