Иммануил Кант сказал, что самое святое у людей на Земле - это права человека. По мнению философа, это утверждение не требует доказательств.

Научатся: проводить фактический и правовой анализ ситуации; критически мыслить; принимать решение; работать в парах, группах; работать с документами; выступать с сообщениями.

Смогут выразить свое отношение к ценности прав человека; задуматься о целях прав человека и выработать свое отношение к мере использования своих прав.

Правовые понятия: декларация, конвенция, правовой статус человека, ООН, Совет Безопасности, пакт, договор.

Законы, нормы, права человека: три поколения прав человека - Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Ход урока

Правовой статус

человека

Что подразумевается под понятием «права человека»?

Какую роль играют права в жизни человека?

Зачем надо изучать права человека?

Используется «корзина» идей, понятий (крепится аппликация на доске).

В ней будет собрано все то, что учащиеся знают по теме урока «Права человека».

1-й этап - каждый ученик выполняет и записывает в тетрадь все, что знает по этой проблеме, - 2 минуты.

2-й этап - обмен информацией в парах - 3 минуты.

3-й этап - подростки называют сведения по кругу, не повторяя ранее сказанного.

Все сведения кратко, в виде тезисов записываются на доске - в «корзину» идей, понятий (факты, имена, проблемы, понятия).

Вывод:

Права человека - это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать. Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью. Говоря о правовом положении человека, имеют в виду прежде всего определенный объем принадлежащих ему прав.

Учитель: Наряду с понятием «правовое положение человека» в юридической литературе используется аналогичное по своей сути понятие «правовой статус человека».

Задание №1

Работаем с учебником «Основы правовых знаний» - 8-й класс (РФПР) - стр. 69-71.

Записать в тетрадь определение «правовой статус человека», начертить схему правового статуса человека (работа в парах - 5 минут).

Правовой статус человека - это совокупность прав, свобод, а также обязанностей, принадлежащих личности.

ООН и ее деятельность в области прав человека

Сообщение ученика «Организация Объединенных Наций» - 4 минуты.

Задание №2

Работа в парах. Одна из пар при проверке задания по желанию зачитывает результаты, записанные в тетради.

Вопросы:

назовите важнейшие органы ООН;

определите круг вопросов, находящихся в ее компетенции;

объясните цель создания этой организации.

Вывод:

В уставе ООН сказано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций...».

Учитель: ООН приняла ряд документов по важнейшим вопросам жизни народов и отдельных людей. Самым важным из этих документов является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

Всеобщая декларация прав человека

Класс разбит на группы по 6 человек.

Задание №3

Учитель зачитывает следующую ситуацию: «Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Вам надо создать идеальное общество. Вы должны составить список прав граждан создаваемого вами общества. Каждый ученик должен записать для себя три основных права».

Затем учащиеся обсуждают эти права в своей группе, после чего они выбирают восемь прав, которые, по их мнению, являются наиболее важными, и цветными фломастерами записывают их на листе бумаги (формат А3). Все группы по очереди представляют список своих прав (используется магнитная доска). Учитель просит сгруппировать написанные права по значимости. Таким образом, класс составил список прав человека своего общества.

Затем учитель знакомит учащихся с Всеобщей декларацией прав человека, рассказывает историю ее создания.

В 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран - участниц ООН. Эта Комиссия и составила Всеобщую декларацию прав человека, которая была принята в том же году 10 декабря на Генеральной Ассамблее ООН. Ко времени подписания Декларации в ООН было 56 стран-участниц. Из этих стран только 48 проголосовали за Декларацию и восемь воздержались (СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия, Польша, Саудовская Аравия, ЮАР).

Всеобщая декларация прав человека была протестом против ужасных зверств, совершенных во время Второй мировой войны. В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека.

Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях.

В 1966 г. с целью повысить эффективность Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным к исполнению документом. В последующем было подготовлено множество других документов - конвенций: Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.

Задание №4

Самостоятельная работа с учебником «Основы правовых знаний» (РФПР) - 8-й класс, стр. 71-73. Прочитать и заполнить таблицу «Всеобщая декларация прав человека».

Работа индивидуальная (7 минут).

Один из учащихся, по желанию, зачитывает таблицу.

Вариант таблицы после проверки задания (см. таблицу 1).

Вывод:

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Декларация закрепляет положения о том, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Задание №5

Работа с документами: Всеобщая декларация прав человека (сокращенный вариант), Конвенция о правах ребенка (сокращенный вариант). Документы у каждой пары учащихся, работа в парах - 7 минут.

Сопоставьте Всеобщую декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка, выделите общие статьи (см. таблицу 2).

Закрепление

1. Соотнесите определение и понятие:

А) документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения. 1. конвенция

Б) соглашение, заключенное между двумя и более независимыми людьми. 2. протокол

В) документ однородного содержания; государства, подписавшие его, не обязаны его выполнять, носит рекомендательный характер. 3. пакт

Г) краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору. 4. декларация

Д) документ однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения для государств, его подписавших. 5. договор

Ответы: А-3; Б-5; В-4; Г-2; Д-1.

2. Тест

1. Первым разработал принцип естественного права:

А) Ж.-Ж.Руссо;

Б) Д.Дидро;

В) Дж. Локк.

2. Какие права человека просветители относили к естественным:

А) право на жизнь, свободу и ответственность;

Б) право на занятие предпринимательством;

В) право на переписку.

3. 10 декабря 1948 г. был принят документ, утвержденный и провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН:

А) Декларация о правах;

Б) Всеобщая декларация прав человека;

В) Конвенция о правах ребенка.

4. ООН была создана:

А) после Первой мировой войны;

Б) во время Второй мировой войны;

В) после Второй мировой войны.

5. Международный билль о правах человека включает в себя:

А) Всеобщую декларацию прав человека;

Б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

В) Международный пакт о гражданских и политических правах;

Г) все перечисленное выше.

Надежда КОЗЛОВА, учитель истории права школы №28, Вологда