500 лет назад началось культурное и техническое сотрудничество немецкого и русского народов. Немецкие врачи, архитекторы, аптекари учили наших предков своим ремеслам. Чтобы ребята поняли, насколько тесно связаны две культуры, Шулиманова проводит интегрированные занятия. Например, сквозной урок «М. В. Ломоносов - поэт, ученый, гражданин» (литература, физика, английский - немецкий языки). Бинарный урок «А. М. Бутлеров» (химия, английский - немецкий - французский языки).

Я глубоко убеждена в том, что творить в детях личность нужно с первых дней. А личность рождается в процессе самопознания, самовоспитания, самооценки, самокритики. И воспитание, и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ученика на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.

Мы, учителя, должны превратить учение в процесс развития познавательных стремлений. В процессе познания позиции учителя и ученика как бы дополняют друг друга. Если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять. Если трудно, мы разберемся вместе». Когда это чувствуешь, становится легко и свободно. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука - не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно я попробую?».

Эту попытку ответить надо вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Дети должны открывать себя и свои возможности на каждом уроке.

Урок - это старое как мир и, как мир, вечно новое понятие. Обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. Здесь рождаются новые идеи, от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического творчества.

Главное в работе учителя то, что во все времена составляло суть педагогического процесса, - умение хорошо учить. Эта технология стара как мир: учить доступно, доходить до каждого ученика, каждый день упорно идти к поставленной цели - давать каждому шанс стать хорошим учеником. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Трудности, неудачи, разочарование отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Сколько раз выражение детских глаз вдохновляло, сколько раз уводило от осознания тщетности моих профессиональных усилий: и так хочется сделать все, чтобы глаза ребят блестели, блестели вопреки всему. А это происходит тогда, когда звенит звонок на урок. Затихает шум, и отчетливо слышна переливчатая мелодия учительских голосов - мелодия, завораживающая и чарующая, уводящая в новое, неведомое.

Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которая увлекает сразу двоих - учителя и ученика.

Пусть судьба подарит тебе Дом,

Дом, где есть тепло и много света,

Где в окне приветная свеча,

Где есть лад, открытость и секреты,

Где не обижают сгоряча.