Участвовали 250 учеников из 35 школ. Все работы были проверены в городском избиркоме. Победителей чествовали в актовом зале администрации города.

Устные ответы, эссе и рефераты, представленные участниками конкурса, избирательная комиссия города Иванова оценивала по следующим направлениям: понимание ребятами основ избирательного права, знание избирательной системы, органов местного самоуправления и задач, стоящих перед ними. Правильность и полнота раскрытия темы. Логика и доказательность в изложении. Высказывание своей точки зрения, выбор темы. Обращалось внимание на интересные наблюдения, высказывания, пожелания депутатам и кандидатам.

Тема «А гражданином быть обязан» привлекла 17 школьников. Интересная работа у восьмиклассницы Насти Унпелевой. «На мой взгляд, - утверждает Настя, - участие священнослужителей в качестве кандидатов в местные органы власти в настоящее время уберегло бы наше общество от абсентеизма (массовое неучастие в выборах) и способствовало бы укреплению моральных основ, носителями которых являлись и являются лучшие представители православной церкви».

Представлено по десять работ на темы: «Отечества достойный сын», «Мы выбираем, нас выбирают», «С чего начинаются выборы», «Кто он, избиратель?». Половина сочинений посвящена избирательному праву, а другая связана с выбором жизненного пути.

В эссе «Мы выбираем, нас выбирают» девятиклассница Лиза Ковязина написала: «Я, как будущий избиратель, хотела бы предложить меры, которые могут поспособствовать тому, чтобы молодежь в будущем активно участвовала в выборах: классные часы, посвященные избирательному праву, выборам, чтобы дети с раннего возраста поняли, что на их будущее, на будущее их страны может повлиять и их голос, ввести такой предмет, на котором активно обсуждалась бы политическая ситуация в стране».

Девять учеников придумали собственные темы, не оговоренные конкурсом: «Являются ли выборы средством справедливого решения?», «Голосовать или нет - вот в чем вопрос?», «Референдум как непосредственное выражение принадлежащей народу власти», «Избирательное право. Подкуп избирателей».

Четыре реферата были посвящены проблеме «Организация выборов в I-IV Государственные Думы России. Ивановцы - депутаты Государственной Думы». К примеру, девятиклассница Алена Гарелина пишет: «Опыт деятельности Государственных Дум ХХ века показал, как важно и для общества, и для государства иметь эффективно функционирующий институт власти, который представляет и отстаивает интересы различных слоев и групп социума». Она выделила депутата IV Государственной Думы Александра Ивановича Коновалова, который построил текстильную фабрику, больницу, детские ясли, народный дом (сейчас Дом культуры) для рабочих. Эти учреждения действуют в настоящее время.

Особый интерес представляют рефераты одиннадцатиклассников.

Елена Калинина исследовала тему «Предвыборные программы кандидатов и их реализация после избрания (на примерах депутатов Ивановской городской Думы)». «Я рассмотрела деятельность трех депутатов Ивановской городской Думы и склонна дать отличную оценку их деятельности. Все они делают очень много для блага нашего города, но, кроме того, они доходят непосредственно и до каждого избирателя, рассматривают их просьбы и предложения, оказывая конкретную помощь».

Наталья Дементьева проследила влияние предвыборной агитации на результаты выборов: «Я попыталась понять, в чем заключается секрет победы Виктора Владимировича Торопова, руководителя Комитета по экономической политике в Гордуме. Ни для кого не секрет, что решающей для кандидата в депутаты является предвыборная программа. Все, оказывается, обстоит очень просто: в своей предвыборной кампании Торопов ориентировался на пожелания большинства населения, учел их чаяния и ожидания. Опыт работы многих избранников показывает, что они забывают о своих обещаниях после избрания. Достигнув своей цели, они начинают думать не о благе народа, а о своем собственном. Хочу сказать, что, сделав выбор в пользу В.Торопова, избиратели не ошиблись. В его лице они нашли достойного представителя своих интересов в городской Думе».

Екатерина Григорова в работе на тему «Организация и итоги выборов в муниципальные органы власти» рассмотрела и дала оценку готовности к выборам:

«На мой взгляд, избирательные комиссии были полностью готовы к проведению выборов. Наибольшего успеха добились кандидаты от партии «Единая Россия». Я полагаю, что это связано не только с внушительной финансовой поддержкой, но и с политической грамотностью членов этой партии».

Интересную тему - «Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация» - выбрал ученик 9-го класса Сизар Блал. Он рассмотрел значение предвыборной агитации, стратегию и тактику избирательной кампании, формирование имиджа, технологию создания предвыборных рекламных материалов (на примере выборов депутатов в Государственную Думу РФ от политических партий «Единая Россия» и ЛДПР М.Бабича и С.Сироткина). Автор считает: «Таким образом, я вывел для себя следующую формулу: в современном мире, в условиях жесткой конкуренции на выборах могут победить только те партии, которые наиболее правильно и грамотно будут использовать весь арсенал избирательных технологий, призванных не только побудить избирателей прийти на выборы, но и сделать свой осознанный выбор».

Ученица 10-го класса Люба Евстигнеева в сочинении «Мы в ответе за будущее (молодежь и выборы)» проанализировала статистику участия молодежи в общественно-политической жизни России с начала ХХ века.

Девушка предлагает пути решения этой проблемы: «Участие в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах по проблемам избирательного права, выборах органов ученического самоуправления, популяризация основ избирательного права среди молодежи избирательными комиссиями г. Иванова и Ивановской области. Встречи молодежи с депутатами, членами избирательных комиссий. Наше будущее зависит от нашей ответственности».

Представлено по одной работе на темы: «Формирование представительных органов власти (на примере одного из государств мира)», «Роль выборных органов власти в юго-западной и северо-восточной Руси», «Представительные органы власти в России ХVI-ХVII веков», «Конституционно-правовой статус Президента РФ», «Избирательная система в России».

Семь участников конкурса заинтересовались организацией и проведением выборов в органы местного самоуправления 2005 года, предвыборной агитацией, финансированием выборов, программами кандидатов. Эти сочинения глубокие, хорошо аргументированные, насыщены терминологией, выдержками из предвыборных выступлений кандидатов.

Избирательная комиссия города Иванова выбрала доступную для школьников форму популяризации знаний по проблемам избирательного права, стимулирования творческой активности, формирования гражданской позиции.

Антонина РЫБАК, учитель обществознания

Иваново