Еще со студенческих лет сформировалось особо уважительное отношение к тем ученым-практикам, которые умели увлекательно, конкретными, яркими примерами проиллюстрировать те или иные теоретические положения. Так рождалось понимание по-настоящему живой педагогики, науки, тесно связанной с жизнью, практикой школы.

В то же время до сих пор памятно ощущение неловкости и разочарования, когда на семинарском занятии по педагогике преподаватель спросила: «А кто это Сухомлинский?» Тогда он еще не был классиком, но его статьи, выступления и первые книги уже заинтересовали педагогическую общественность, в прессе появлялись одобрительные отзывы о его работе и творчестве.

«Педагогический Олимп» - теоретики от науки, которые не раз пытались скомпрометировать идеи Сухомлинского, душили и талант Макаренко, сегодня так же мало жалуют вниманием преподавательские находки, открытия и достижения. А в своих ученых трудах по-прежнему обращаются в основном лишь к давно знакомому «иконостасу» - выдающимся педагогам прошлых эпох. Но ведь жизнь идет вперед, меняется сам процесс учебы, появляются новые задачи, и они, естественно, требуют их решения уже по-новому.

Хорошо, что «Учительская газета» много делает в плане пропаганды опыта новаторов, победителей нацпроекта «Образование», конкурса «Учитель года», рассказывает о достижениях в регионах.

Презентация книги Ямбурга - достойное развитие этой темы. А талант самого Евгения Александровича заявил о себе теперь уже совсем другими гранями. Именно таким и хочется видеть Учителя, директора учебного заведения: умным, добрым, любящим людей, пытающимся понять их, не чуждым юмора, большим оптимистом и жизнелюбом.

Книга «Педагогический декамерон», похоже, замечательно улавливает дыхание жизни. Убедительно и доходчиво автор доказывает, что «тайна» учебно-воспитательного процесса кроется именно в «живых отношениях» учителя и ученика, когда учительский труд не просто работа, а состояние души.

Конечно, жаль, что такие книги-размышления, очень ценные «учебники» по педагогике - достаточная редкость. Но они необходимы учителям, родителям, студентам педагогических учебных заведений, всем, кто пополняет свою педагогическую копилку, кто понимает важность постоянного непрерывного обучения, кто готов воспринимать современные идеи и пути поведения в жизни.

«Эта форма отражения педагогической действительности, по выражению В.В.Краевского, в известном смысле богаче научного отражения, ибо в ней сохраняется единичное в этой действительности, сохраняется индивидуальность учителя». Такие книги содержат богатый научно-исследовательский материал.

И было бы здорово, если бы наша любимая «Учительская газета» выступила в новом году с информационной поддержкой книг учителей, которые выходят в центральных и местных издательствах, начала бы печатать дайджест новинок наиболее интересной педагогической литературы.

Живая мысль, накопленный оригинальный опыт педагогов, результаты их деятельности не должны ограничиваться пределами одного класса, одного образовательного учреждения. Они должны найти своих сторонников, единомышленников, защитников и оппонентов в каждом учебном заведении нашей страны.

Валерий НАПЕРОВ, директор кооперативного техникума, Брянск