Не за синими горами,

Не за темными лесами,

В Петербурге для ребят

Есть чудесный школа-сад.

Для прекрасных педагогов

И для маленьких ребят.

За заботу и опеку,

За домашний за уют

Теплое ей дали имя

И назвали «Берегиня».

Мы туда сейчас заглянем

И о житье-бытье узнаем.

Раннее утро, чуть-чуть бы поспать,

Но хочется деткам в свой садик бежать.

Ждет малышей их большая страна:

Готовят на кухне еду повара,

Дворник подмел и полил все дороги,

Охранник с улыбкой стоит на пороге.

Всех кукол в рядок усадил педагог,

И ждет - не дождется, когда же урок.

Любимец детей - кролик Степашка

Ждет сладкой морковки,

Траву - черепашка.

Весь в ожиданье застыл детский сад,

Готов принимать он любимых ребят.

И вот все на месте без опозданий:

Катюши, Танюши, Никитки и Вани.

Родителей в щеку целуют - «пока!

Нам по детским делам торопиться пора».

Звучит музыкальный фрагмент (играю на духовом народном инструменте кугиклах - разновидность флейты Пана), и начинается мультимедийная презентация (1-й слайд - репродукция М.А.Врубеля «Пан»).

Какой он - детский сад будущего?

Я почему-то вспомнил картину известного русского художника Михаила Александровича Врубеля «Пан». Вы помните, сидит Пан - мифологический бог лесов и полей, держит в руке флейту. Ему грустно и одиноко. И только флейта, которая является духовым инструментом и через которую можно выразить все душевные посылы, спасает его от гибели. (Звучит музыкальный фрагмент.)

Ребенка тоже можно сравнить с флейтой. В чьих руках, в какой среде он окажется - так и зазвучит!

15 лет назад у группы единомышленников родилась идея создать детский сад будущего (если точнее, образовательный комплекс «начальная школа - детский сад»). Нам виделось образовательное учреждение, в котором отношение педагога к ребенку - внимательное, трепетное и уважительное - было бы определяющим. Или, если следовать сухим формулировкам, деятельность учреждения должна быть построена на гуманистическом и личностно-ориентированном подходах.

У нашего образовательного учреждения чудесное и звучное имя - «Берегиня». Берегиня - это образ волшебной птицы, птицы-матери, которая в лютые холода своим теплом согревала и спасала своих питомцев, а взмахами своих крыльев поддерживала огонь в очаге. Этот образ определяет концепцию нашего учреждения, в котором создана благоприятная психолого-педагогическая среда для актуализации и развития личности каждого ребенка.

«Берегиня» через бережное отношение к ребенку, через игру и творчество, через доступное обучение и применяемые эффективные педагогические технологии помогает каждому ребенку раскрыть свои потенциальные возможности.

Если вы поинтересуетесь, в чем же «изюминка» «Берегини», то отвечу: в личностно-ориентированном подходе к построению всего образования в детском саду. Мы это выразили в девизе простом и верном: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Мы неспроста подали документы в номинации «Играем, учимся, растем». Игра является ведущим видом деятельности как у детей, так и у педагогов; вместе с детьми мы учимся: мы учим их, они учат нас; вместе с детьми мы и растем: они - в раскрытии своих способностей и возможностей, в самореализации в самых разнообразных видах деятельности; мы - в умении понимать и прощать, сочувствовать и поддерживать

А неуемная жажда поиска педагогического коллектива позволила выстроить преемственность между детским садом и начальной школой, чтобы ребенку было легче совершать переход на важных этапах своего жизненного пути: при переходе в начальную школу, а потом, после ее окончания, в среднюю.

Чтобы было понятно, по какому принципу мы живем, расскажу одну притчу. Некий любознательный гражданин решил узнать, кто смог бы стать величайшим полководцем всех времен и народов. На земле он ответа не нашел. Поднялся на небо. Там апостол Павел распределял в чистилище души: кому в рай, кому в ад. Гражданин обратился с вопросом к нему. Павел ответил: вот этот человек. Гражданин воскликнул: я знаю его, это нищий сапожник, что работал у моего дома. Да, согласился Павел, но если бы у него были другие учителя, он бы стал величайшим полководцем всех времен и народов. В этом и заключается миссия педагогов детского сада: создать тот фундамент, на основе которого личность ребенка могла бы состояться и быть успешной в будущем.

Мы не принимаем педагогов, которые видят в ребенке лишь объект для передачи определенного объема знаний и навыков, а не личность.

В «Берегиню» дети приходят с 2,5-3 лет, четыре года посещают детский сад, четыре - школу. Везде одинаковое отношение, общие требования. Учеба не кажется трудной, потому что кураторы по образовательным областям выстраивают преемственные программы, согласованные как по содержательным компонентам, так и по системным подходам.

Мы всегда знаем, какой учитель будет обучать наших дошкольников - наших же будущих школьников. Образовательный процесс построен на игре, он интересен и доступен детям, настраивает их на дальнейшее обучение в школе и открывает широкие возможности для личностного роста и всестороннего развития.

Мы принимаем идею преемственности не только как рациональный подход, который решает многие вопросы содержательного плана, но и как вопрос сбережения психологического здоровья, снятие многих адаптационных проблем при переходе на другую ступень образования.

Мы любим учиться!

Активное профессиональное самосовершенствование педагогов происходит и через обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе творческих групп по методическим темам, работе над индивидуальными исследовательскими проектами, которые помогают всему учреждению получать импульсы к дальнейшему развитию. Недаром у нас успешно реализуется программа «Педагог-мастер» - наше образовательное учреждение на протяжении нескольких лет являлось экспериментальной площадкой, а в этом году функционирует в режиме ресурсного центра. Педагоги активно нарабатывают свой педагогический опыт, совершенствуют его, пишут статьи в профильные научно-методические журналы, в составе творческих групп издают учебно-методические пособия, передают свой опыт коллегам из других дошкольных образовательных учреждений. Часто презентации педагогических находок происходят с помощью игротехник. А мы, в свою очередь обмениваясь опытом с коллегами, тоже растем на профессиональном уровне.

Эти внутренние импульсы не позволяют «Берегине» играть роль статиста от образования. Здесь много пытливых умов, здесь настрой ищущего коллектива.

И сад, и школа в «Берегине» - полного дня, то есть большую часть своего времени дети проводят у нас. Поэтому необходимо, чтобы они чувствовали себя здесь как дома. Результатом является успешность ребенка в учебе и отношениях с окружающими. Все дополнительные занятия ведут педагоги-специалисты. У нас не существует закрытых выставок: все поделки, созданные ребятами, принимают участие в экспозиции. И в табеле личных достижений ребенка нет прочерков, белых пятен. Никто в «Берегине» не позволит себе крикнуть на детей, если они ошибаются. Научи, а потом спрашивай.

Учимся, играем, растем мы и с родителями. В последнее время проблема социальной защищенности детей проявляется очень остро. Причем, как ни странно, в своеобразной «группе риска» оказываются семьи с хорошим материальным достатком. Случалось, возникали ситуации, когда ребенка... забывали взять из детского сада, из школы. И мы учим родителей быть родителями - с ними у нас идет непрерывная работа. В нее включены семинары-тренинги, диспуты, совместные праздники, недели открытых занятий. Вместе с родителями мы играем, моделируем различные ситуации, помогаем им и словом и делом. И родители, видя наше отношение к детям, к себе, становятся добрыми помощниками.

Я начал свое выступление со звучания флейты, которая у русского народа имеет свое название - кугиклы. А совсем недавно я прочитал, что в переводе с древнеславянского кугикалка - это ребенок. И мы хотим, чтобы, как голос флейты, детей окружали красота, душевность, эмоциональная отзывчивость и любовь! Для этого и работаем.

Дмитрий РЫТОВ, начальная школа - детский сад №684 Санкт-Петербурга «Берегиня»