Под руководством ученых Магнитогорского государственного педагогического университета в дошкольном учреждении обобщен опыт работы воспитателей по игровой деятельности, трудовому воспитанию, развитию речи и коррекции речевых нарушений, обучению элементарной компьютерной грамотности, музыкально-эстетическому воспитанию и взаимодействию взрослых с детьми.

В детском саду реализована модель организации образовательного процесса «Детский сад - открытая система». Родители имеют возможность в любое время принимать участие в образовательном процессе и широко эту возможность используют. Благодаря разновозрастному принципу комплектования групп в учреждении обеспечивается межвозрастное общение детей. Развиваются разнообразные контакты детского коллектива с учащимися начальной школы, школы искусств, юными спортсменами. На протяжении 15 лет детский сад ведет переписку с дошкольными учреждениями Германии и Канады.

Детский сад является экспериментальной площадкой по апробации проекта «Требования к содержанию и результатам деятельности дошкольного образовательного учреждения по подготовке детей к школе».

На сегодняшний день актуальной является проблема преемственности. Ее необходимо решать с учетом социальной ситуации, достижений психолого-педагогической науки и практики, а также особенностей менталитета воспитателей и учителей, которые руководят процессом подготовки ребенка к школе.

Как руководитель дошкольного учреждения

Я принимаю:

постановление Правительства РФ (октябрь 2001 года) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года...», где особое внимание уделено проблемам дошкольного воспитания, подготовке детей к школе и повышению педагогической грамотности воспитателей и родителей.

Я принимаю:

основные положения Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено): качественное образование во многом зависит от преемственности его уровней - дошкольного и начального школьного образования.

Я принимаю:

точку зрения современных научных подходов, оценивающих качество образования по следующим критериям:

1) показатели личностного развития: креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости;

2) уровень готовности ребенка к школе;

3) знания, умения, навыки, полученные ребенком в рамках образовательной программы.

Я принимаю:

успешность подготовки детей к школе зависит от активного взаимодействия систем: ребенок - педагог, родители - ребенок, педагог - родители.

Я принимаю:

одна из ключевых задач в решении проблемы качества дошкольного образования - разработка стандарта результатов.

Я не принимаю:

взгляды авторов Концепции преддошкольного образования, меня тревожат новые проекты «рекрутирования» шести- и даже пятилетних детей в школу, потому что, во-первых, массовые школы в большинстве своем не готовы к обучению шестилетних детей, во-вторых, раннее школьное обучение обостряет проблемы здоровья ребенка-дошкольника, а в-третьих, нельзя игнорировать законы психического развития ребенка - ничего хорошего не получится, даже если механически снизить планку обучения.

Я не принимаю:

искусственное форсирование умственного и физического развития детей; негативную тенденцию - дублирование начальной школы в дошкольном образовательном учреждении.

Я хотела бы:

чтобы проблема преемственности соответствовала научным представлениям о самоценности каждого периода развития ребенка, а процесс воспитания и обучения ориентировался на возрастные особенности и возможности детей. Я хотела бы, чтобы учитывали высказывание древних философов: «...многознание не определяет развитие ума...»

Я хотела бы:

привести к единому две структуры: дошкольное и начальное образование, чтобы подготовка к школе не рассматривалась как более раннее изучение программы первого класса и не сводилась к формированию узкопредметных умений и навыков. Я хотела бы, чтобы день дошкольника был насыщен игровой деятельностью, которая соответствует его дошкольным потребностям.

Я хотела бы:

подчеркнуть важность разработки стандарта дошкольного образования как единственного и основного механизма объективной оценки его качества и гаранта охраны физического и психического здоровья ребенка-выпускника в образовательных учреждениях.

Я сделала бы:

начальное образование органическим продолжением развития и воспитания личности ребенка, начатое в дошкольном периоде, и исключила бы дублирование школьных программ.

Я сделала бы:

возможным, чтобы у ребенка было достаточно времени для самостоятельной деятельности, чтобы заниматься поисками, открытиями, интересными решениями и самому исправлять свои недостатки, не падая духом в случае неуспеха.

В любой период человеку должна быть обеспечена полноценная жизнь. Детство должно быть самой счастливой ее порой, и наша задача - сделать все, чтобы таким оно запомнилось нашим детям.

Наталия ЗАЙЦЕВА, заведующая Центром развития ребенка - детским садом №77, Златоуст, Челябинская область