Сергей БУКИНИЧ, учитель истории гимназии №116 Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Учитель года России-2006»:

- Мне кажется, что за конкурс «визитная карточка» лучше не ставить баллы. Здесь каждый участник показывает разные грани своего таланта. Кто-то поет, кто-то рисует, кто-то танцует. Как это сравнить? Ориентируясь на свой опыт участия в конкурсе, я бы обдумал такой организационный момент. «Пятнашка» показывает мастер-классы в один день. Пятнадцать человек умножить на двадцать минут времени - получается около трех часов. Как бы ни были стойки зрители и жюри, все-таки люди устают. Может быть, имеет смысл разбить показ мастер-классов на два дня?

А в целом важно то, что происходит не на конкурсе, а после него. И огромное спасибо «Учительской газете» за то, что она поддерживает творческое сообщество учителей, организовывая школу передового опыта.

Юрий КОМНАТНЫЙ, председатель Комитета по образованию, спорту и молодежной политике администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, победитель областного и участник Всероссийского конкурсов «Учитель года-2002»:

- На мой взгляд, надо вернуть общероссийский конкурс в Москву. Ведь для победителя областного конкурса сама поездка и пребывание в столице уже были наградой. Конечно, регионы стараются хорошо принять участников, но ничто не может сравниться с выступлением на сцене Кремлевского дворца, с прогулками по вечерней Москве. Я общался с победителями конкурса последних лет, и у них уже нет таких чувств и воспоминаний. Их конкурс проходил не в Москве. Думаю, по той же причине в жюри стало меньше первых лиц, и это тоже минус. Считаю также, что надо больше привлекать к его проведению недавних победителей, новых людей. А то конкурс уже становится этаким «междусобойчиком», в котором постоянно одни и те же лица.

Евгений КАЛАЧЕВ, учитель школы №91 Нижнего Новгорода, победитель городского, финалист областного конкурсов «Учитель года-2007»:

- Исходя из личного опыта участника и члена жюри, я сделал бы более комфортными условия учителей, участвующих в конкурсе. Например, иногда бывает, что два соревнования проходят в один день, допустим, мастер-класс и тут же «визитка». Для выступающего педагога это большое напряжение. Конечно, можно что-то изменить, но главное - профессиональный опыт, проведение мастер-класса, без этого никак нельзя.

Елена РЯБОВОЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №3 Ноябрьска, участник городского конкурса «Учитель года-2007»:

- Я думаю, самопредставление педагога станет интереснее, если «визитка» будет тематической, созвучной времени. Например, 2008 год объявлен Годом семьи. Пусть участники конкурса расскажут о своих семьях, родословной или фамилии. К сожалению, показать себя учителем-воспитателем конкурсанту негде. А как известно, еще древнегреческий философ Сократ в диалогах с современниками чаще всего исследовал нравственные категории. Необходимо предложить педагогу задание, в котором он продемонстрирует владение воспитательными технологиями, умение - не в назидательной форме - сформировать у ребенка нравственно-этическую позицию, способность ввести ученика в мир ценностей. Организаторам конкурса не стоит забывать, что обучение и воспитание в образовательном процессе неразделимы.

Татьяна ПИСЬМЕНСКАЯ, учитель биологии Островской школы Даниловского района Волгоградской области, победитель областного конкурса «Учитель года-2007»:

- Может быть, «лишний элемент» - методическая выставка? У меня большой объем материалов. Доставить их в Волгоград трудно (от нас до областного центра более пяти часов езды). Да и стенд оформить для сельской школы дорого. Мне кажется, публичной защиты педагогического опыта вполне достаточно, а вот без выставки можно обойтись. Кроме того, на мой взгляд, недооценивается значимость урока. Ведь, согласитесь, для учителя это главнейший показатель. Раньше за урок можно было получить до 70 баллов, теперь до 40, но и того, и другого, думаю, маловато. А в целом конкурс - огромное событие в жизни, и его сценические элементы («визитка», «лекция») оставляют в душе многих коллег светлый след.