«Кульминационным моментом» фильма мог бы стать следующий факт: в 2000 году воспитанник Сергея Николаевича Александр Кузнецов, ученик 8-го класса, сделал научное открытие - нашел в районе села Елань новый археологический памятник «Верхнепалеолитическая стоянка», возраст которого 10-14 тысяч лет. Памятник признан учеными Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук перспективным для дальнейшего изучения!

Первая учительница помогла раскрыть во мне качества будущего педагога, до самого выпуска верила в мои силы. Будучи старшеклассниками, мы не раз наведывались со своими идеями к ее воспитанникам: проводили конкурсы, иногда уроки, пели песни, учили читать, решать задачи, помогали выполнять домашнее задание и объясняли, если что-то не было понятно, придумывали алгоритмы и схемы, вспоминали сюжеты из жизни.

И вот тогда-то, сидя за столом, я с закрытыми глазами ткнул пальцем в карту тогда еще Советского Союза и, как ни странно, угодил в район Томска. Изучая местные учебные заведения, остановил свое внимание на университете. Решил, если не получится из меня педагога, то хотя бы краеведом или туристом я стать смогу. Поступил.

И вот я уже на школьной практике. Первый мой педагогический опыт в родной школе очень пригодился. Как тряслись мои колени, как замирало сердце накануне первого урока! А эти пытливые детские глаза, изучающие тебя с ног до головы... Чего ждали они от меня? Сенсаций, диковинок, хороших отметок? Только спустя время понял, что главное для них было утвердиться, чтобы заметили в них что-то положительное, яркое. Уж как им хотелось понравиться! Сердце еще больше замирало, когда в классе наступала тишина во время объяснения или когда поднимался лес рук, которые тянулись вверх в старании опередить своих товарищей и высказаться, доказать любым способом свою правоту. Вопросы, которые были поставлены, заставили меня сесть за книги, направили на кафедру педагогики и психологии.

Мысли о том, что содержание предметов не должно сводиться к тому, чтобы ребенка «вписывали» в предметоцентрированную систему как субъекта познания, не давали мне покоя. Ребенок - высшая ценность, и в моем сознании стал занимать лидирующее, центральное место, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей его психики, характера, склонностей и способностей.

Как показала практика, учебно-воспитательный процесс становится более эффективным, когда ребенок фантазирует, пытается провести научные факты и закономерности через воображаемый экскурс (путешествие, сочинение и т. д.), приобретая опыт диалогического мышления, развивая чувственное восприятие, формируя нравственную оценку. Ребенок постоянно поставлен перед выбором, который требует от него определенных норм поведения и поиска выхода из сложившейся ситуации. Человеческая культура выступает не просто как совокупность уже достигнутых результатов, которые надо усвоить, а как средство пробуждения в растущем человеке творца культуры, как поле возможной самоактуализации новых поколений людей. Прославленные художники Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие не копировали увиденное, но обращали внимание на тонкости игры света и тени, цвета, особенности мимики и жеста, взгляда, манеры, формы, пропорций и т. д. Им для этого потребовалось изучить по крайней мере с десяток научных дисциплин. А главное - найти ту самую точку соприкосновения изученного, увиденного и воплощенного. Не случайно ученые умы специализируются не по наукам, а по проблемам, которые решить односторонне не представляется возможным в нынешних условиях современного мира. Ряд проблем, возникающих на стыке системы «Природа - человек - общество», требуют многогранного решения, а значит, и поколения людей, более подготовленного для жизни.

И вот теперь каждый день я с портфелем в руках иду в школу, веду своих сыновей, надеясь, что их день пройдет плодотворно. И не ради оценок, а ради хотя бы незначительных, но положительных эмоций, творческих дел, интересных занятий. Им предстоит жить, ступая каждый шаг по лестнице знаний, опираясь на перила - руки мудрых и корректных учителей и воспитателей.