Для многих детей слово «школа» ассоциируется с чем-то ужасным, неприятным, где нужно сидеть за партой много часов, отвечать по команде и иногда, пока не видят взрослые, делать то, что хочется. Каникулы же - наоборот, время, когда от школы ребята отдыхают. Что происходит с семилетками за каких-то несколько месяцев от момента, когда они с неуемной познавательной активностью входят в первый класс, до первых каникул, когда на вопрос «в школу хочешь?» получаешь ответ «неа-а»?

Пока психологи, учителя и академики ищут ответ на этот вопрос, учителя года России собираются вместе на каникулах, чтобы дать несколько мастер-классов, провести уроки и выступить на «взрослом часе» перед коллегами с каким-то ноу-хау. А ученики, которым от 13 до 17 лет, за возможность поехать на Школу со своим учителем в буквальном смысле слова борются. Кому-то родители ставят условия - «Одна тройка в четверти - останешься дома», другие отправляются на заработки, чтобы найти деньги на дорогу. Школа учителей года при «Учительской газете» вновь распахнула свои двери. В этот раз в Москве при поддержке Центрального округа столицы зимние каникулы провели ребята из 18 регионов страны. Работала при Школе и мастерская журналистики. А вот писать о том, что же на самом деле происходит в таких учебных заведениях, получается лучше всего лет в 15.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, руководитель мастерской журналистики

Дед Мороз, Снегурочка и... Сугроб

Первой прилетела делегация из Новосибирской области. Оказывается, если брать билеты за много месяцев до путешествия, то цена меньше, чем на поезде. А иначе и им бы пришлось встречать Новый год в поезде, как, например, алтайской делегации. Экзотично. В саму новогоднюю ночь ребята переоделись в Деда Мороза, Снегурочку, зайца и... Сугроб! В таком виде они обошли всех, поздравляли и дарили конфеты. Адыгейцам с дорогой не повезло капитально. В поезде нещадно дуло из окон. Пришлось делать капитальный ремонт из подручного материала - салфеток и пластиковых бутылок.

Представление делегаций проходило в шикарном зале школы №342. Нас принимала директор - Любовь Хечанова. Прежде чем делегации приступили к рассказу о том, откуда они, слово взяли Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», и Людмила Левина, главный редактор журнала «Химия в школе».

Дальше в путеводителе по зимней школе значилось: «Психолого-педагогическая программа». Название наводит на такие мысли, которые лучше не озвучивать... Но первое мнение частенько обманчиво. Программу вела Лена Шепунова, выпускница Владимира Головнера, которая сегодня учится в Московском государственном лингвистическом университете. Задача - за небольшой период времени познакомить и передружить около 50 учеников зимней школы. Задача выполнена, а я наконец-то нашла людей, которые не любят морскую капусту! Этим же вечером, прибежав домой, я первым делом закричала: «Мама! Я не одна в этом мире!»

Бесконечные уроки

Новый год! Каникулы! Никакой школы! На второй день все эти шаблоны были перевернуты с ног на голову. 5 января в центре Москвы звенели звонки, по коридорам бежали опаздывающие дети, а учителя давали первые уроки в новом году.

«Ему бы в театре играть!» - на счет этого человека наши мнения сошлись единогласно. Его имя - Андрей Успенский, учитель года России-2006, литератор из Череповца. Андрей Геннадьевич показал урок с очень интригующим названием: «Искусство или наука, литература или геометрия». Классу было предложено понять мысли пилота, взлетающего на самолете, поиграть с геометрическими формами, а также разобрать знаменитейшее стихотворение Александра Блока. Да-да, речь идет об учителе русского языка и литературы. Я ничего не путаю.

На мастер-классе у Дмитрия Гущина, победителя конкурса «Учитель года России-2007», математика из Петергофской гимназии Александра II, речь шла о бесконечности. После выступления у Дмитрия Дмитриевича появилась новая кличка «Сир Бесконечность». Вы знаете, что делать, когда в гостиницу, где бесконечно много номеров и уже есть бесконечно много жильцов, заселились еще бесконечно много жильцов? Все просто: «каждый, кто жил в номере n, переехал в номер 2n, все остались жить, и освободилось еще много номеров». Честно говоря, мне кажется, что, кроме Дим Димыча, никто до конца и не понял всех тонкостей этого сложного математического понятия - «бесконечность». Зато математик с потрясающей легкостью описал, с какими проблемами мог столкнуться обыкновенный, всем понятный брадобрей, если упаковать его в математическую задачку. Знаменитый парадокс брадобрея был предложен Бертраном Расселом. Прочитайте внимательно объявление, вывешенное владельцем парикмахерской: «Брею только тех жителей города, кто не бреется сам». Вопрос: кто бреет брадобрея? Если брадобрей бреется сам, то он принадлежит ко множеству тех, кто бреется сам. Но в объявлении утверждается, что брадобрей никогда не бреет тех, кто входит в это множество. Следовательно, он не может брить самого себя. Если же брадобрея бреет кто-нибудь другой, то он принадлежит к числу тех, кто не бреется сам. Но в объявлении сказано, что он бреет всех, кто не бреется сам. Следовательно, никто другой не может брить нашего брадобрея.

Знаете ли вы, что такое точка с точки зрения физики? Материальная точка - это тело. Участники зимней школы обошлись без определения, когда их уложили на разбитые стекла. «Сила есть, ума не надо?!» - так назывался мастер-класс физика из Москвы Сергея Кириллова, который руководит театром Занимательной науки, а в 1998 году стал учителем года столицы. Полопать ненадуваемые воздушные шарики, подуть в шланг с водой, чтобы выяснить, что чем глубже он погружается в жидкость, тем сложнее в него дуть, посидеть на доске с гвоздями...

На острых металлических предметах особенно понравилось восседать Владимиру Головнеру, который рассказал залу, что же такое игра «Московские штучки», в которую предстояло окунуться нам сразу же после обеда.

Столичное ориентирование

Нет. В Москве не столько хамов, как принято думать! Игра «Московские штучки» это доказала. Придумана эта игра была Леной Шепуновой. Цель ее - знакомство со столичной жизнью. Заданий много, и каждое из них требовало от участников вступления во взаимодействие с городской средой. Например, нужно было найти в ГУМе самую дорогую пару обуви и сфотографировать ее, желательно в момент примерки. Групп было много, вскоре продавцы дорогих бутиков не выдержали: «Вы уже третьи, кто заходит, меряет, фотографирует и ничего не покупает!». Еще бы - сапоги стоили 61000 рублей.

На станции «Третьяковская» надо было разыскать памятник, называемый «Дети - жертвы пороков взрослых». Кто-то сказал, что этот памятник совсем недалеко от знаменитой Третьяковской галереи. Мороз -10; памятник оказался далеко. Дошли. А дальше дело техники - отвлечь охранника, отсчитать седьмую статую и запечатлеть на фотоаппарат... Зачтено.

Астраханской делегации можно поставить «отлично» за переговорные технологии, которые понадобились на катке в Парке Горького. Ведь бесплатно померить коньки обычно не дают. Но не в этом случае... Примерили. Щелкнул объектив. Еще один зачет.

В итоге победила сводная команда «НАС» из Новосибирска, Адыгеи и Смоленска, которая набрала больше всего баллов.

Внимание, розыгрыш!

В любой школе должно быть чуточку переполоха, капелька смеха, грамм шутки и, конечно, приколы. Конкретизирую - обязательно над учителем. На заседании редколлегии было решено довести до кипения троих учителей, понаблюдать, как они будут «кипеть», и описать все это в статье. Важно - в течение дня подходить к человеку и задавать один и тот же вопрос. Географу из Белгородской области Галине Монаковой мы придумали вопрос «Чем холмы от сопок отличаются?». У химика Владимира Нодаровича спрашивали формулу зубной пасты. А у Андрея Успенского - «Что хранил Пушкин под подушкой?» И если на первые два вопроса мы получили точные ответы, то у Успенского они каждый раз были разные.

Вначале он сообщил, что там хранилась кровать. Потом выяснилось, что спал Пушкин в 5 минутах ходьбы от нашей школы, недалеко от храма на Елоховской улице, где его крестили, а под подушкой у поэта была простыня! Рассказывал Успенский и про бакенбарды, и про клей для того, чтобы их приклеивать, и про талисман, с которым он изображен на портрете Тропинина. Обсуждался и вариант с чернильницей. Когда поэта посещала муза, то он выдергивал перо из подушки, хватал чернила и писал. Но с утра приходила прачка и все забирала в стирку. Потому мы и не знаем большинство шедевров Пушкина. Может быть, там хранилась роза, которая упоминалась в мемуарах няни, а может, и ромашка без четырех лепестков, на которой он гадал на Наталью Гончарову в то время, когда она не была еще его женой. Хотя, кто знает, может быть, под первой подушкой он хранил вторую подушку.

- Только т-с-с-с-с, это секрет! - сообщил Успенский последнему ученику и отправился отдыхать.

Татьяна ЖАРКОВА, 10-й класс, школа №1259

  • В актовом зале