Принципы анализа

Самые надежные сетевые ресурсы (СР) принадлежат солидным организациям. Например, за достоверность информации на сайте «ChemNet» химического факультета МГУ отвечает декан, академик РАН Валерий Лунин, о чем сказано на заглавной странице. Из «частных» наиболее достоверны те СР, в которых указаны имена их создателей и есть соответствующие фотографии. Авторы литературных (поэтических) страниц могут скрываться под псевдонимами, но доверять химической информации, предоставленной слишком «скромным» собирателем рецептов, просто опасно. Впрочем, наиболее сомнительные в наше бурное время пиротехнические СР (о них ниже отдельный разговор) как раз часто содержат данные о своих авторах.

В русскоязычном Интернете традиционно низка культура цитирования, хотя именно в Сети наиболее удобно пользоваться гиперссылками, позволяющими при необходимости почти мгновенно обратиться к первоисточнику информации. Отсутствие не только гиперссылок, но и просто указаний на «бумажные» источники говорит о том, что сам автор ресурса не слишком ответственно относится к приведенным им сведениям. Поэтому, хотя в химических СР попадаются интересные и вроде бы верные тексты, не стоит ими пользоваться, если происхождение их неизвестно.

Сейчас в большинстве школ наиболее опытные «путешественники по Сети» - школьники, а не учителя. Но если педагог сам находит новый СР, полезный, как ему кажется, для самостоятельной работы учеников, то следует проверить сайт на наличие нежелательных баннеров (рекламных вставок) или «всплывающей» рекламы. Рекламы многочисленных эротических и порноресурсов опасны не только содержанием. При случайном вызове одной из них экран может быть закрыт десятками слоев «порнухи», не исчезающей при непрерывных нажатиях на значок «закрыть» [Х]. В некоторых случаях «порноатака» продолжается даже после перезагрузки компьютера клавишей «Reset». Сомнительная реклама появляется на сайтах не по прихоти их непосредственных авторов, а как плата за предоставление «бесплатного» места по конкретному адресу.

Также не следует рекомендовать школьникам СР, содержащие «коллекции рефератов». Выборочные проверки показали: большинство имеющихся в Сети рефератов по химии - «интеллектуальный мусор», то есть скучные и малодостоверные работы. К тому же от процесса распечатки готового реферата школьник узнает для себя нового не больше, чем принтер, который этот реферат печатал.

Чтобы окончательно убедиться в достоверности ресурса, необходимо внимательно прочитать в нем ту информацию, которая уже хорошо знакома или которую можно сравнить с имеющимися под рукой достоверными, многократно переизданными учебниками и справочниками.

Приведенные ниже адреса отобраны после анализа примерно 90 сетевых ресурсов по химии. Последняя проверка адресов выполнена 11 декабря 2007 года.

Основные порталы

По-видимому, наиболее крупный и оперативный источник химической информации в российском Интернете принадлежит химическому факультету МГУ (www.chem.msu.ru). «Школьной химии» там за последние годы стало значительно больше. Любителям «интеллектуального спорта» наверняка будет интересен раздел «олимпиады» (www.chem.msu.su/rus/olimp), где представлены задания и решения московских (с 2002 года), всероссийских (с 1997 года), менделеевских (с 1997 года) и международных (с 1997 года) химических олимпиад. Очень интересен исторический раздел (www.chem.msu.su/rus/elibrary/history.html) в «электронной библиотеке по химии».

Максимальный по количеству научно-популярной и «школьной» химической информации портал www.alhimik.ru курирует профессор кафедры неорганической химии МИТХТ Людмила Аликберова. Например, в разделе «Учительская» есть рубрики «Учителю химии - на заметку», «Программы по химии», «Книжные новинки», «Школьные учебно-методические комплекты по химии», «Учебники, пособия и справочники по химии», «Библиотечка учителя химии», «Копилка знаний: книги». Интересен раздел «Кунсткамера», приятно почитать «Веселую химию», полезны справочные разделы и описания синтезов. К сожалению, ресурс слабо обновляется.

Объемный и полезный материал учителя химии могут найти по адресу: http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 Московского центра Федерации Интернет Образования. Страничку «Химия» в разделе «Сетевое объединение методистов», «В помощь учителю» там тоже курирует Людмила Аликберова. Здесь есть много аннотированных ссылок на разные ресурсы, на сайты с материалами по истории химии, по методике преподавания химии в школе, олимпиадные задания, программы по химии различного уровня, а также ссылки на занимательные странички по химии. Сайт полезен и учителям, и ученикам, и методистам. К сожалению, он также плохо обновляется.

Периодические таблицы

В Интернете представлено несколько десятков периодических таблиц с различной степенью наполнения справочными данными. Обычно дополнительную информацию можно вызвать нажатием на клетку соответствующего элемента.

Наиболее интересны следующие электронные периодические таблицы.

www.chemtable.com/indexr.htm - с этого ресурса можно бесплатно скачать программу, которая неплохо работает под Win 98/ME/2000/NT/XP/2003 и Vista, много табличных данных про элементы, включая ссылки на другие интернет-ресурсы. Имеющиеся в программе готовые таблицы легко дополнить построенными по выбранным признакам (например, с выделением определенных групп элементов). Такие таблицы, сохраненные в виде рисунков, удобно использовать в презентациях для уроков химии;

www.webelements.com - англоязычный ресурс, один из лучших на эту тему: сведения подробные, дополнительно по вызову есть данные про соединения, фотографии всех простых веществ и многих соединений, много литературных ссылок;

www.chem4kids.com/files/elem_pertable.html - англоязычный ресурс по естествознанию. Данных мало, но оформление симпатичное, «детское» - для англоязычных ребятишек.

www.sci.aha.ru/ALL/b2.htm - таблица дат открытий элементов, выполненная в виде списка;

www.alhimik.ru/hist/prior.html - аналогичный предыдущему ресурс;

www.chem.msu.su/rus/history/element - ресурс, составленный по материалам книги профессора химического факультета МГУ Николая Фигуровского «Открытие элементов и происхождение их названий» (Москва, Наука, 1970);

http://som.fsio.ru/items.asp?id =10001204&archive= - сразу 13 таблиц, расположенных на сайте «Сетевое объединение методистов»;

www.alhimik.ru/read/tab.html - ресурс «Периодическая система пищевых элементов», изложенный в стиле «Химики шутят».

Описания свойств химических элементов

и веществ

Текст хорошо известной научно-популярной книги «Популярная библиотека химических элементов», издательство «Наука», 1977, том 1-2 (водород - борий) можно найти по адресу http://n-t.ru/ri/ps.

В качестве универсальной энциклопедии, причем не только по химии, в Сети пока работает электронная версия соросовского образовательного журнала (1995-2001): (http://journal.issep.rssi.ru/?id=2). В этом ресурсе есть удобное оглавление и система поиска (тематическая и по авторам).

Учебники,

научно-популярные издания, модели

Из электронных учебников следует отметить удачные версии книг на упоминавшемся сайте ChemNet (www.chem.msu.su/rus/elibrary):

А.В. Мануйлов, В.И. Родионов. «Основы химии», исходный адрес www.hemi.nsu.ru;

Г.И. Дерябина, Г.В. Кантария. «Органическая химия», исходный адрес www.chemistry.ssu.samara.ru;

Л.Н. Мишенина. «Неорганическая химия», исходный адрес http://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/neorg/uchpos;

С.Т. Жуков. «Экспериментальный учебник по химии» (для 8-го и 9-го классов, для 10-го и 11-го классов).

В том же разделе находится пособие по подготовке к химическим олимпиадам - В.А. Сорокин, В.В. Загорский, И.В. Свитанько. «Задачи химических олимпиад».

На сайте «Алхимик» (www.alhimik.ru/kunst.html) можно найти известные и очень полезные книги:

О. Ольгин. Опыты без взрывов. Эта популярнейшая отечественная книга для юных химиков выдержала несколько переизданий и стала библиографической редкостью. По желанию автора публикуется в виде достаточно обширных фрагментов.

Э. Гроссе, X. Вайсмантель. Химия для любознательных. Описания опытов по-немецки тщательны и достоверны, в то же время доступны для школьного химкабинета.

Ю.В. Корякин, И.И. Ангелов. Чистые химические вещества. Руководство по приготовлению неорганических реактивов и препаратов в лабораторных условиях.

Для тех учителей, которые работают в старших классах естественно-научного профиля, и для преподавателей общей химии в нехимических вузах очень полезен учебник «Открытая химия 2.5» фирмы «Физикон» (www.college.ru/chemistry/course/design/index.htm). В отличие от лазерного диска в сетевой версии анимационные модели не работают - они лишь выполняют роль иллюстраций, многие из которых можно скачивать и использовать в работе.

Работающие объемные модели органических молекул находятся на сайте ChemNet по адресу www.chem.msu.su/rus/Chemistry3D/School). Там же можно найти объемные модели кристаллов (www.chem. msu.su/rus/Chemistry3D/crystall) и химических процессов (www.chem.msu.su/rus/Chemistry3D).

Материалы для создания презентаций

Специально для этих целей школьными учителями и преподавателями вузов создан СР Международной комиссии по чистой и прикладной химии (IUPAC) (www.iupac.org/didac/index.html) на английском и французском языках. Картинки из него наглядны и сделаны как раз в формате, оптимальном для вставления в слайды PowerPoint.

Элементы уже готовых презентаций можно найти на сайте «ChemNet» (www.chem.msu.ru) в разделе «Электронная библиотека учебных материалов по химии». Это не только лекции (www.chem.msu.su/rus/teaching/general/zagor-present/welcome.html), но и «Химия для физиков» (www.chem.msu.su/rus/teaching/fizfak/welcome.html). Правда, презентации даны в формате .pdf, поэтому скопированные рисунки будут по качеству ниже, чем оригинал, а используемые в презентациях анимационные эффекты при этом теряются.

Доступные для скачивания мультфильмы (точнее, flash-иллюстрации) по химии находятся как иллюстрации к англоязычному учебнику Essential Chemistry, 2/e by Raymond Chang 2000, по адресу www.mhhe.com/physsci/chemistry/essentialchemistry/flash/flash.mhtml. Сопроводительные тексты к ним даются, разумеется, тоже на английском языке, но большинство анимаций можно запускать без исходного звука с собственными комментариями. Если предполагается использование материалов не только на собственных уроках, необходимо получить у авторов СР разрешение (раздел Permissions).

Сравнительно недавно в Сети появились видеоролики с записями химических экспериментов, которые можно скачать и использовать на уроках химии. Обширные коллекции находятся по адресам: http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry (неорганическая химия) и http://school-collection.edu.ru/collection/organic (органическая химия). Также рекомендуем и другие образцы видеопродукции, например www.chem.msu.su/rus/teaching/zagorskii2/video.

Для сравнения можно посмотреть и скачать немецкие видеоролики (www.experimentalchemie.de/01-d.htm) или англоязычные фильмы (www.chem.uiuc.edu/clcwebsite/demos.html).

Экстремальная химия

Сейчас в Сети довольно много образовательных ресурсов, созданных студентами и школьниками. Здесь все «по-настоящему» - главы с теорией, биографии великих химиков и даже интерактивные тесты для самопроверки знаний («Добро пожаловать на самый органический сайт во всем рунете» - приветствуют посетителя десятиклассники, создатели СР http://formula44.narod.ru).

Главная особенность «молодежных» химических web-страниц - обилие описаний экспериментов и, к сожалению, жуткий русский язык.

Хорошо видно, что в Сети вне всякой связи с базовыми учебными планами, стандартами и другими серьезными нормативными документами рождается молодежное образовательное пространство, свободное от взрослого формализма. Это не новое явление - во время финальных этапов всесоюзных химических олимпиад в 70-е годы тогдашние юные химики активно обменивались пиротехническими рецептами и сами устраивали между собой конкурсы на лучшую задачу и самый изящный путь синтеза какой-нибудь сложной органики. Нынешний финал олимпиады (теперь всероссийской) сократился по числу участников и стал для них платным. Поэтому общение умных подростков (которых не стало меньше) перешло в Сеть.

Происходит стихийный конкурс на лучший «молодежный электронный учебник». Уже заметны предпочтения «учеников», которые действительно учат себя и друг друга. Основной упор тут сделан на красивые эксперименты (обычно с фейерверочной пиротехникой) и последние научные новости (нередко переведенные из англоязычных ресурсов). Также заметен явный уклон в сторону биохимии. Строго говоря, это и есть элементы не образования (формирования обучаемого по заданному образцу), а просвещения - заинтересованного знакомства со специфическими разделами человеческой культуры.

Остается только мечтать, чтобы для таких «юных web-химиков» нашлись ненавязчивые добрые и мудрые кураторы, консультирующие их в чатах и на форумах.

Наибольшее число собственных сайтов юных интернет-химиков посвящено пиротехнике. Самому младшему из них, вышедшему в Сеть с информацией «Как сделать порох», 11 лет. Видно, что школьники стремятся к самостоятельным исследованиям и экспериментальной работе. По содержанию приводимых ими описаний синтезов инициирующих и бризантных взрывчатых веществ, электродетонаторов, дистанционных и таймерных механизмов (иногда с фотографиями собственной работы - от синтеза соединения до результата взрыва) видно, что приведенная информация достоверна и воспроизводима. Это не «бумажная» химия школьных учебников, а серьезная самостоятельная исследовательская работа, например, по усовершенствованию рецептов, приведенных в широко цитируемой на таких страницах «Поваренной книге анархиста». Диапазон интересов «юных web-химиков» широк - рядом с описанием синтеза гексогена можно найти разделы о летальных дозах самых сильных токсинов или рецепты получения «кайфа» от мухоморов.

Стремление к созданию «экстремальных» сайтов можно считать вполне естественным для данного возраста. Для многих будущих действительно великих химиков путь в науку начинался с домашних фейерверков - самых интересных, ярких и доступных экспериментов, великолепно реализующих дидактический принцип «мотивации к изучению естественных наук». Мало того, даже в подцензурное «застойное» время кружки ракетомоделистов, то есть детей, работающих с пороховыми изделиями, были почти в каждом Доме пионеров.

К тому же нормальный подростковый максимализм требует сильных ощущений, которые нельзя вызвать наблюдением выпадения осадка при сливании содержимого двух пробирок. Можно предположить, что появление «юных web-химиков» вызвано предельной формализацией и мнимым наукообразием школьного курса химии, далекого от какой-либо практики, интересной именно этому возрасту.

Можно с ходу назвать несколько десятков интернет-адресов «экстремальной химии», однако предпочтем не делать им рекламы. Впрочем, один из наиболее «приличных» СР по пиротехнике можно найти по адресу http://pyrotechnic.narod.ru. Здесь хорошо представлены исторические сведения о фейерверках и нет прямых ссылок типа «бомба из хозмага».

Интересно, что большинство школьных и студенческих пиротехнических сайтов авторизованы, то есть там есть адреса и фотографии создателей. Многие юные интернет-химики честно пишут: «Автор не несет ответственности за использование данной информации в целях, противоречащих любым законам любой страны (в частности - УК России)». Иногда встречаются еще более непосредственные предупреждения: «Автор не несет ответственности за возможные несчастные случаи».

Таким образом, нельзя считать всех «юных web-химиков» безответственными технократами и жертвами «принципа научности» в нашей системе образования - многие выражают в своих предупреждениях понимание собственной, хотя бы юридической, ответственности за распространяемую информацию. Многие, но не все...

Вячеслав ЗАГОРСКИЙ, профессор Специализированного учебно-научного центра МГУ, Владимир МИНЯЙЛОВ