Как и она, из года в год натыкаюсь на эти «красные» дни календаря, как на необъяснимый парадокс нашего менталитета. Прочий муравейник homo sapiens позволяет себе передышку от трудов, после того как завершит их годовой цикл, - на Рождество. Мы же, обитатели уникально огромной, богатейшей страны (природными ресурсами, но, увы, отнюдь не достоянием населения и государства), устраиваем всероссийские каникулы в... мае. Именно в те дни, когда время торопит, весеннее буйство природы подталкивает к действию и дел везде невпроворот!

Ну в прошлую эпоху - понятно. Был государственный праздник, предписывавший нам являть миру международную солидарность. И мы искренне, с энтузиазмом солидаризировались. Вплоть до той поры, пока на крутом переломе истории нашей стране не понадобилась солидарность. И получили по полной программе! И продолжаем получать. Наотмашь по самым больным местам. Например, по незажившей чеченской ране. И таких оплеух «из-за бугра» не счесть.

Так с какой такой радости нам «первомаяться»? Что празднуем?

Кое-кто - прежний день солидарности, низведенный до внутрироссийского междусобойчика. Странно, если б было иначе. Ведь у нас с избытком перегретого пара социальных проблем для «выхлопов» с трибун. Только какой от них толк?

Большинство же согласилось «первомаять» Весну, Труд, Мир... Но давайте разберемся: стоит ли?

Мир? В мире, где сотня с лишним «горячих точек», военных конфликтов, объявлена планетарная война с террором, а в Ираке США преподносят очередной урок на тему: «Кто не с нами, тот против нас»?

Весну? Так ведь когда день год кормит, ее наш народ исстари привык отмечать до седьмого пота на посевной, а не в праздности.

Труд? Ну не фарисейская ли издевка: чествовать труд его антиподом - бездельем? Да и хотим ли мы трудиться по-настоящему?

Вспомните, как с вами, уважаемые читатели, со страницы «ВО» (№52, 2002 г.) делился наболевшим губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов: «И, наконец, кадры. Их дефицит ощущается во всех сферах. Так, в Сурский район области были поставлены 10 «Кировцев». Но во всем районе нашлось только 3 шофера, способных управлять ими. А на одном из оборонных заводов, получившем большой заказ, токарей, фрезеровщиков, расточников искали даже среди пенсионеров. Это проблема не только области, а всей страны».

Да куда ни глянь - по всем городам и весям та же беда. Где наши пахари и кузнецы, российские левши? Разбрелись по рынкам да пивным? Не собрать!

Вот и выходит: как ни именуй Первомай, он, по сути, - всероссийский праздник всеобщей праздности. И это, увы, единственное, в чем (в безделье!) все мы солидарны.

Но ведь есть иные основания для общероссийской солидарности. К примеру, Первомаю предшествует праздник, проникнутый созидательным смыслом, - Пасха, Христово Воскресение. Православный. Но символы общечеловеческие - возрождения, торжества духа, истинных духовных ценностей, добра. Чтобы понять их смысл, необязательно быть православным. Разве чужды они приверженцам всех традиционных для России религий и атеистам? Может быть, нам нужны общие, всероссийские, не зависящие от вероисповедания символы общечеловеческих ценностей.

Ни религиозная, ни национальная принадлежность, ни политические убеждения не препятствуют тому, чтобы всем нам, детям общей матушки-России, искренне желать возрождения и расцвета нашему Отечеству, добра и благополучия всем без исключения соотечественникам, вне зависимости от их веры, национальности, партийности и прочего. Хотя бы с позиций... разумного эгоизма. Ведь разве можно быть по-настоящему счастливым среди обездоленных, несчастных? Нет. Можно - только среди благополучных, счастливых людей.

Не это ли самое достойное основание для всероссийской солидарности, а может быть, и для не найденной до сих пор национальной идеи? Солидарности не один, а 365 дней в году, не в безделье, а в труде, чтобы сделать Россию процветающей, а жизнь каждого из нас в ней более благополучной.

А когда сделаем, вот тогда можно будет и отпраздновать...