С самого раннего детства я мечтала стать учителем. Я счастлива, что моя мечта осуществилась. Вот уже 32 года я ежедневно с радостью, надеждой и верой прихожу в родную школу №875. С радостью, потому что очень люблю свою профессию и своих учеников (тех, кто учился раньше и нынешних); с надеждой, потому что человек просто обязан надеяться на лучшее, и с безграничной верой в своих учеников, ибо каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ученика неспособного, бездарного. Важно, чтобы ум, талант, любознательность, трудолюбие стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Все мои ребята знают придуманную нами формулу: «Захочу, постараюсь, получится!» Она помогает не сдаваться при первых же трудностях и неудачах, а добиваться успеха, пусть не сразу, не за один день. Но каждый день будет приближать ребенка к победе над собой, ибо «дорогу осилит идущий».

Когда человек идет вперед, его что-то либо подталкивает в спину, и тогда его движения тяжелы и неуверенны, а результат движения - тупик, либо что-то привлекает, притягивает к себе, задавая направление движения, и тогда хочется спешить, лететь навстречу той радости, которая ожидает тебя. «Толкающие силы», как правило, замешаны на страхе, тревоге, неуверенности. «Притягивающие силы» - это то, что нам нравится, то, что манит, соблазняет нас, что служит основанием нашего выбора. То, к чему хочется приблизиться и открыть свое сердце.

Формирование железной воли в семилетнем возрасте невозможно. Особенно уповать на необыкновенную силу новаторской методики преподавания предметов не приходится. Остается только двигаться в глубь детской души, к чувствам ребенка.

Мне кажется, что учитель-профессионал подобен скульптору, оба заняты сходным делом - лепят. Но скульптор всегда один на один со своим материалом, он волен выбирать средства ваяния, определять время работы. Если нужно, глина может и подождать, пока руки художника «додумают» замысел, пока человек просто-напросто отдохнет. В воспитании же нет пауз, а соавторов - кто их сочтет! Влияет абсолютно все: и случай сосем негаданный, и соавтор вовсе нежеланный, и безжалостное время, не признающее реальных возможностей учителя.

Тем не менее я безгранично люблю свое дело, стараюсь выполнять его легко, изящно, свободно!

Предложение принять участие в конкурсе «Учитель года» приняла с радостью, поскольку считаю, что конкурс профессионального мастерства - это возможность познакомиться с коллегами - интересными людьми и профессионалами, настоящими мастерами своего дела. Это мастерская, где можно многому научиться. Это еще одна проверка своих сил. А когда это происходит после 30 лет работы в школе, то это еще и возможность доказать самой себе, что ты еще очень многое можешь сделать. С такими мыслями я и пришла на конкурс. Но пришла не одна, а с куклой (с традиционной тряпичной куклой). У меня была еще одна цель - познакомить как можно больше педагогов с этим удивительным и уникальным инструментом обучения и воспитания.

Формат урока на конкурсе (20 минут) усложнял эту задачу. Тем не менее все (и дети, и взрослые) даже за столь короткое время успевали не только понять и принять это безликое, но такое одушевленное чудо, но и своими руками смастерить куклу.

С древнейших времен кукла была игрушкой, оберегом, мерилом мастерства смастерившей ее женщины. Имея вековой опыт жизни среди людей, кукла стремится передать нам сведения о событиях и временах, открывает нам мир нас самих, становится знаком неких общих понятий, представлений о высших жизненных ценностях. Она - микромодель Вселенной. В 2003 году, впервые соприкоснувшись с рукотворной куклой, я поняла, что обязательно должна показать ее детям и рассказать о ней. А чтобы рассказать, надо было самой для начала побольше об этом разузнать. И начались поездки в экспедиции и на мастер-классы в Тулу и Санкт-Петербург, Киров и Каргополь к известным мастерам традиционной народной куклы и к бабушкам, которые сами в детстве играли в такие куклы.

Впечатления детей от знакомства с куклой превзошли все мои ожидания. Мы не только мастерили на уроках художественного труда такие куклы, но стали изучать традиции и быт русского народа, историю костюма XVIII-XIX веков. На уроках чтения и москвоведения, на экскурсиях в музеи мы с ребятами кропотливо собирали материалы не только о куклах, но и об истории родной страны. У нас появилась и первая коллекция самодельных кукол. К работе подключились и родители моих учеников. Мы организовывали свои школьные выставки и участвовали в городских выставках, получили звание лауреатов на выставке ВВЦ, посвященной 70-летию Московского образования.

Но главное, что тряпичная кукла прочно вошла в жизнь детей, потеснив не только Барби, но и компьютерные игры. Выпустив четвертый класс, я поняла, что и мои следующие ученики также должны познакомиться с традиционной куклой. К этому моменту у меня уже была солидная коллекция традиционной куклы разных регионов России, выполненная известными мастерами-кукольниками и моими собственными руками. Появились и мои первые авторские разработки, получившие одобрение известных мастеров-кукольников. Тогда и возникла идея создать музей традиционной тряпичной куклы в школе.

Я счастлива, что мою идею поддержали и одобрили в школе. После капитального ремонта было выделено помещение, которое всего за 25 дней превратилось в уютную бревенчатую «избу» XIX века с прялкой и люлькой, печкой, сундуками и всевозможной домашней утварью. Все это подлинные предметы, приобретенные и привезенные специально для нашего музея из разных уголков России. В избе по-хозяйски устроились 200 кукол (в коллекции их более 400). Музей мы назвали «Берегиня» и торжественно открыли его 19 октября 2007 года, посвятив открытие Дню лицея, тем самым подчеркнув образовательные и воспитательные цели создания музея. Самая же главная цель создания музея состоит в том, чтобы у прошлого появилось будущее.

Чтобы открыть музей, нужны были не только творческие идеи и коллекция. Потребовались и значительные материальные вложения. Я очень рада, что в этом году я получила грант Президента России как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. Именно эти деньги стали основой финансовых средств, вложенных в музей. Надеемся, что среди посетителей нашей «Берегини» окажутся люди, которые смогут спонсировать дальнейшие программы работы музея.

Есть в столице, во Москве,

В Тропаревской во земле

Знаменитый храм наук -

Школой храм этот зовут.

Среди прочих всех затей

В школе этой есть музей.

Как же в XXI веке

В школе, где есть интернет,

Где все дети изучают

ОБЖ и этикет,

Вдруг изба?

В сказке или наяву

Печку вижу -

Не пойму!

Есть тут люлька, сундуки,

Прялка, ступа, чугунки.

Куклы в той избе живут

И про жизнь рассказ ведут.

Как женились в старину,

Как детей растили,

Как их разуму-уму

От души учили.

Как к ремеслам с малых лет

Дети приобщались

И беречь краюху хлеба

С детства приучались.

Много кукол на Руси

Исстари водилось.

Имена их всех узнать

Нам бы пригодилось.

Зольная кукла и кукла-столбушка,

Кукла-Московка и кукла-стригушка.

У каждой история будет своя

Музей познакомит вас с куклой, друзья.

Учитель живет, пока он сам учится и творит, пока он интересен своим ученикам. Мне есть чему и у кого учиться, поэтому верю, что у моего сотворчества с детьми есть будущее!