Именно учитывая интересы и потребности социума, в 2002 году школа разработала образовательную программу «Дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся». Основными ее целями стали создание адаптивной разноуровневой многопрофильной модели школы с различными классами с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; повышение качества обучения путем использования эффективных образовательных и педагогических технологий; совершенствование системы дополнительного образования, ориентированной на воспитание познавательной активности учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. Исходя из этих целей, школа и определила четыре основных направления педагогической деятельности и их реализации. Это повышение качества образования; сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов, обеспечение безопасности; развитие профессиональной компетентности педагогов; совершенствование содержания воспитания в учебно-воспитательном процессе.

Но понятно, что провозгласить цели и направления работы - полдела, самое главное и трудное - реализация задуманного. На первом месте стояла задача повышения качества образования. Школа и сегодня имеет стабильные показатели учебной деятельности, однако проблема повышения качества образования все еще актуальна. Причем качество образования педагогический коллектив рассматривает не только по количественным показателям (что проще), но и по показателям инновационной и экспериментальной работы (что много сложнее). Чтобы разрешить проблему повышения качества образования, потребовалось провести внутренний мониторинг состояния преподавания, уровня обученности и сформированности умений и навыков. То есть, проще говоря, педагогический коллектив определил те исходные условия, которые позволили бы ему продвигаться вперед. А продвижение состояло прежде всего в развитии образовательной среды для детей с особыми потребностями развития (классы КРО, часы школьного компонента для индивидуальной работы в объеме 64 часов, применение здоровьесберегающих технологий, организация коррекционной работы с психологом и логопедом, обеспечение эффективности преемственности 4-5-х классов, разработка развивающего курса для дошкольников). Не данью времени, а насущной потребностью стала для школы информатизация образования (внедрение информационных технологий в учебный процесс, подбор и освоение новых программных продуктов, локальных сетей, выстраивание проектной деятельности учащихся). Принципиально важным было совершенствование материально-технической базы (дооснащение кабинетов оргтехникой, программными продуктами). При этом предполагалось, что будут созданы условия для поддержки мотивированных детей, которые потребовали диагностики личностных и познавательных особенностей учащихся и уровня мотивации, увеличения часов на основной иностранный язык до 5 часов в неделю, использования инновационных технологий в рамках школьного компонента (27 часов на исследовательскую и проектную деятельность, 30 часов - на спецкурсы, модульное обучение, сотрудничество с вузами-партнерами). Немаловажной была работа в составе городской экспериментальной площадки по развитию межпредметных связей мировоззрения, включающая деятельность по апробации новых учебников по литературе, музыке, истории и МХК.

Конечно, весьма справедливо, что качество образования школа определяет еще и по участию в международных проектах, конференциях, олимпиадах, конкурсах на окружном и городском уровнях, ведь приглашают в участники таких мероприятий только тех, кто интересен, кто добился каких-то значимых результатов в своей работе. Основным пожеланием родителей и детей было изучение двух и более иностранных языков, поэтому профильное образование педагоги школы напрямую связывают с социально-гуманитарным и филологическими направлениями. Обучение первому иностранному языку - немецкому или английскому - начинается со 2-го класса, а второму - с 5-го класса, в планах школы - введение и изучение третьего языка.

Успешному обучению весьма способствует международное сотрудничество. На протяжении почти двадцати лет школа ведет совместную проектную деятельность с двумя немецкими гимназиями, причем уже на уровне международного проекта «Диалог культур», что делает сотрудничество более серьезным и содержательным. Школа и гимназии Германии обмениваются учащимися, которые во время поездок живут в семьях своих зарубежных партнеров, расширяя кругозор, углубляя знания в области иностранных языков и повышая мотивацию для их приобретения. Учителя двух стран обмениваются с зарубежными коллегами своим опытом, проводят совместные педагогические советы, открытые уроки, различные культурные мероприятия и тем самым способствуют продвижению русского языка в Германии и немецкого - в России. Во время пребывания немецкой делегации гости и хозяева провели совместную экологическую конференцию «Мы за природу в ответе», идея которой родилась после посещения эко-дома в Велер-гимназии и которая стала интересным обменом мнениями и предложениями по самым острым экологическим проблемам. Сегодня расширяются связи школы и с другими странами. Например, в марте 2006 года в школе побывали учителя из Австрии, а в сентябре 2007 года в Австрии побывала первая группа московских школьников. В апреле 2007 года педагоги были приглашены на Мальту для участия в европейском проекте «Comenius» по теме «Миграция молодежи в Европе». Статус проекта довольно высок, не случайно его участников поприветствовал президент Мальты.

Вторым направлением педагогической деятельности стало сохранение, укрепление здоровья учащихся и педагогов, обеспечение безопасности. Кто-то подумает, что тут главным должно стать лечение, а школа решила по-другому. Тут привлекают детей к спортивным занятиям, проводя спортивные праздники и соревнования, реализуя в рамках 11 часов дополнительного образования физкультурно-спортивное направление, обеспечивая работу лектория «О вреде курения», «Нет - наркотикам», «Здоровое питание», используя ТСО, дозировку домашних заданий, личностно-ориентированное обучение, режим проветривания, обеспечение горячим питанием, а также вводя в практику такие здоровьесберегающие технологии, как чередование видов деятельности, физкультминутки, динамические паузы, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику. В школе регулярно проводят мониторинг режима дня, диагностику здоровья и здоровьесберегающей среды, при организации рабочего дня и недели учитываются санитарно-гигиенические нормы, учебный процесс сопровождают психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, медсестра, врач, а если нужно, к консультациям привлекаются другие специалисты.

Чрезвычайно актуально и третье направление работы - развитие профессиональной компетентности педагогов. Тут как магистральное направление выбрано создание благоприятных условий для развития творческого потенциала, совершенствование системы стимулирования профессионального развития учителя, внедрение таких новых технологий, как информационные, использование деятельностного метода, модульной, проектной, игровой деятельности, изучение и внедрение форм и методов проведения современного урока. Много внимания школа уделяет росту квалификации и профессионализма (аттестация педагогов, прохождение ими предметных курсов, курсов по информационным технологиям, курсов ИТ по предметам, участие в окружных и городских мероприятиях, разработка системы педсоветов, системы по организации работы по изучению, обобщению и трансляции педагогического опыта). Тут находится место совершенствованию форм и методической работы, проведению семинаров-практикумов, «круглых столов», конференций на базе школы, создание методической копилки этого ОУ.

Сегодня можно уже подвести некоторые итоги работы и сказать, что:

- обновлены содержание, методы и формы познавательной деятельности учащихся с учетом разноуровневого обучения в общеобразовательных, гимназических и коррекционно-развивающих классах;

- усовершенствована система дополнительного образования;

- разработана система деятельности школы по оказанию психолого-педагогической поддержки детям в их личностном становлении с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и возможностей.

Но самое главное - повысился показатель качества (увеличилось число медалистов, победителей олимпиад, число учащихся, поступивших в вузы, улучшились показатели по итогам городских и окружных рубежных контролей).

Однако самое главное то, что школа стремится сделать все, чтобы стать Школой радости для родителей и учителей, подобно той, что была когда-то у великого педагога Сухомлинского.