- Вот уже двадцать один год я работаю в школе учителем физической культуры. Для того чтобы понять и осознать, как я стал учителем, нужно отправиться в прошлое.

Помню свой первый класс. Яркий образ в моей душе оставила первая учительница моя - Татьяна Сергеевна. Где она теперь? Может, теплота ее сердца определила мой будущий выбор?! Не знаю...

В десять лет увлекся вольной борьбой и сейчас с благодарностью вспоминаю своего тренера Андрея Ивановича. Может быть, именно его доброта и строгость заставили пойти меня по его стопам? Частенько встает перед глазами тот момент, когда в десятом классе я сказал ему, что изменил свое решение поступать в МИСИ и пойду в педагогический институт. Он улыбнулся и ответил: «Я рад твоему выбору, но готовься к испытаниям!». И вот уж двадцать один год профессия трудная, но благодарная испытывает меня на прочность и любовь к ней.

Помните у О. Генри? «Дороги, которые мы выбираем». Рад ли я сейчас, что выбрал эту дорогу? Конечно же, да!

За годы работы сложилось собственное суждение о задачах, стоящих перед преподавателем физической культуры. Для этого приведу один пример: проходя по школьному стадиону в выходной день, я встречаю своих бывших выпускников (некоторым уже под 30). Кто-то играет в футбол, кто-то занимается на снарядах. Задумавшись, что же их объединяет, я понял: на моих уроках физической культуры они были успешны и, как следствие, получали удовлетворение от урока. Они приняли одну из ценностей здорового образа жизни - ценность физической культуры как деятельности, дающей ощущение радости от двигательной активности. Получается, что это наша главная задача (я имею в виду учителей физкультуры) - создать условия для успешности ученика на уроке и в получении ими от урока удовлетворения и положительных эмоций.

Немного расскажу, как в Ломоносовской школе мы пытаемся создавать эти условия.

Сохраняя классические традиции, мы вернули спортивные часы и спортивные перемены. Утренняя гимнастика звучит в каждом классе за пять минут до урока. Развивая творческие способности, я учу детей составлять комплекс разминки под самостоятельно подобранную мелодию, потом все эти зарядки я записываю на видео и возвращаю в классы, а классный руководитель может использовать их по своему усмотрению. Подчас школьники не всегда соблюдают правила проведения разминки, но для меня важно было дать возможность детям проявить свое творчество и знания.

Ребята, несмотря на юный возраст (а последние десять лет я работаю в начальной школе), получают задания по изучению влияния темпа на частоту сердечных сокращений. Бывают, конечно, и ошибки. Но для меня главное, чтобы ребенок пытался осознанно воспринимать предложенную ему нагрузку и с помощью пульсометрии оценивать ее.

В своей школе физическую культуру я сделал более разнообразной. Чем больше выбор, тем больше возможностей у ребенка проявить себя. За счет вариативной части я ввел в программу такие виды игр, как лапта, флорбол и даже интеллект-ориентирование.

Одна из задач, которые стоят перед учителем физической культуры, - обучение ребенка большому количеству двигательных действий. Не всегда выполнение этой задачи проходит легко и гладко. Не у всех ребят хорошая координация и достаточный двигательный опыт. Развивая у младших школьников в первую очередь координацию и понимая, насколько большая роль в этом принадлежит центральной нервной системе, я сделал упор на развитие зрительной сенсорной системы и глазодвигательного аппарата. Ведь известно, что существует высокая степень взаимосвязи между показателями функционального состояния зрительной системы и уровнем развития скоростно-силовых качеств. То есть, тренируя зрение, мы можем давать дополнительный импульс к развитию спортивных качеств и, как следствие, более быстрому освоению ребятами новых движений.

На основе разметки спортивного зала мною была создана система игр с дидактической направленностью, развивающая не только скорость и ловкость, укрепляющая зрение, но и такие качества личности, как внимание, память и даже мышление.

Важный аспект в моей работе - вовлечение родителей в школьные спортивные мероприятия. Правила подведения итогов соревнования стимулируют активность и участие в них родителей и близких родственников ребенка. К примеру, в соревнованиях по скиппингу (различные виды прыжков через скакалку на время) одна бабушка вывела команду внука вперед, показав прекрасный результат. При этом он превзошел норматив, заложенный в правилах, в полтора раза. Я согласен с тем, что соревнование с привлечением родителей требует от учителя больших временных и энергетических затрат, но общая совместная спортивная деятельность родителей с детьми оправдывает потраченное время.

Приемы и принципы, используемые в моей работе, направлены на главное, с моей точки зрения, - сохранение интереса у детей к физическим упражнениям и спортивным играм.

2006-2007 учебный год для меня был трудным и интересным. Администрация Ломоносовской школы предложила мне выступить на конкурсе «Учитель года Москвы-2007». Не скрою, что с принятием решения колебался, понимая ответственность и серьезность конкурса. Но сейчас, когда все позади - и подготовка, и выступления, - понимаю, что, согласившись, поступил правильно!

Конкурс, как мне кажется, безусловно, способствует профессиональному росту учителя. Готовясь к конкурсному уроку, ты начинаешь выверять не только каждое физическое упражнение, но и каждое слово. Конечно, были переживания и волнения во время показа уроков и публичных выступлений. Но сейчас я понимаю, что такие испытания необходимы, так как они дают уверенность в своих силах.